Дети и их воспитание

Воспитание по-корейски: коллективизм и трудоголизм

Как известно, легенды не возникают на пустом месте.

Традиционное отношение к воспитанию детей в Азии вполне укладывается в эти представления. Только расклеивая ярлыки и жалея бедных, замученных корейцев (а также китайцев и японцев) мы обычно не учитываем, что отношение к труду и жизни в коллективе в Азии сильно отличается от нашего. «Что русскому хорошо, то немцу — смерть» — можно развернуть в любую сторону и подставить любые национальности.
Корейские дети действительно по-прежнему очень много учатся и с детства привыкают есть, спать и вообще жить одним большим кагалом. С другой стороны современная жизнь многое меняет и старшее поколение имеет все основания жаловаться на нынешние нравы.

Считается, что в Азии родители всегда ждут сына. От девочки в семье проку в старину было мало. Выдашь ее замуж и считай, что и нет ее больше. А сын – это будущее семьи, продолжатель рода и опора родителей. Врачам в Южной Корее до сих пор запрещено сообщать пол ребенка родителям. Чтобы те чего доброго не решили избавиться от дитяти «неправильного» пола.

Еще 30-40 лет назад родить сына считалось главной жизненной задачей женщины. Одно старое фото из нашего семейного альбома произвело на меня неизгладимое впечатление. Фотография была сделана в конце сороковых годов. Парадный снимок, на котором запечетлена вся семья отца моего мужа. В центре бородатый, очень почтенного вида старик – отец семейства. Рядом с ним его жена и семеро детей. Все одеты в национальные костюмы ханбок. Дочери и невестки держат на коленях своих сыновей. У каждого малыша сделана прорезь в штанах и раздвинуты ножки так, чтобы были видны гениталии. Зачем? Чтобы гордо продемонстрировать – каждая уже родила сына!

Однако, мода на сыновей сильно подугасла за последние годы. Многие молодые пары наоборот предпочитают девочек. Часто из чисто финансовых соображений. Мальчика надо выучить и воспитать так, чтобы он смог содержать семью, приобрести жилье. Так что сын – это бесконечные финансовые вложения лет на 20-30 вперед. С девочками все гораздо проще. На них изначально не лежит такой груз ответственности. Хотя дочерям тоже стараются дать хорошее образование, поставить на ноги.

Воспитание ребенка в Корее – интересная смесь строгости и вседозволенности. Малышей принято баловать и потакать им. С ними сюсюкают все: родители, родственники и даже незнакомые люди на улице. У ребенка обязательно должно быть всего много! Желательно, чтобы дом, где живут маленькие дети, был превращен в одну большую игровую комнату. В гостиной размещаются качели и детские домики. Взрослые могут и подвинуться. Главное, чтобы малышу было где играть. Я изначально была против такого подхода, чем многих очень удивила. «Не похоже, что тут живут дети», — говорят многие наши знакомые, когда приходят в гости. А все потому, что мы держим игрушки в детской и не устраиваем из квартиры филиал парка развлечений.
Впрочем детям позволяется сидеть на голове у родителей недолго. Школа заканчивает период раздолья. Начинаются, в прямом смысле, суровые трудовые будни. Особенно сильное впечатление это производит на иностранных педагогов. Все отдают должное уситчивости и прилежанию корейских детей. Однако, совершенно непонятно, как они выдерживают такие нагрузки.

Очевидно, что у корейского подхода к учебе есть и обратная сторона. Для многих с началом школы фактически заканчивается детство. Не сразу, но к средней школе родители успевают взвалить на ребенка такое количество дополнительных занятий, что он учится с утра до вечера. Корейские СМИ все чаще говорят о переутомлении школьников старшей и средней школы, о том, что большинство занятий – пустое повторение одного и того же, утомительное и неэффективное. Желание вывести ребенка в люди, обеспечить ему достойное будущее абсолютно естественно, но эта гонка не всегда направлена на достижение реального результата. Срабатывает «эффект соседа». Как же так, у этого сын ходит на пять дополнительных курсов, а у того дочка посещает целых шесть. Неужели мы отправим своего ребенка только на три? Чего доброго, скажут, что мы плохо о нем заботимся, или что еще хуже решат, что у нас нет денег, чтобы дать ему достойное образование. В результате ребенок на учебе с семи утра до десяти вечера. И хорошо, если он занимается тем, к чему у него действительно есть способности, а не всем подряд только для того, чтобы утереть нос соседям.
С другой стороны, в ребенке воспитывается трудолюбие. С самого раннего детства он привыкает постоянно и очень много работать.

Еще один важный принцип, которому обязательно учат в корейской семье и школе – это всегда держаться вместе. Азиатский «коллективизм», постоянное давление общественного над личным, европейцам не всегда понятен. Но корейцы говорят: «Одной рукой в ладоши не хлопнешь». Кроме того, держаться своей семьи считается чем-то вроде общественного долга. Кто исполняет долг по отношению к своей семье и стране своей будет хорошо служить. Не случайно, тяжкие преступления против семейной морали в древности приравнивались к измене Родине.

Развитию индивидуальности такой подход, конечно не способствует. Но «индивидуальность» зачастую ассоциируется здесь с хаосом — кто в лес, кто по дрова. Вообще романтика одиночества азиатам не так уж свойственна. Они искренне любят быть вместе. Им весело и приятно проводить выходные, например, в окружении людей. Никого не смущают толпы в парках и магазинах, наоборот, чем больше народа, тем веселее. Социальных связей огромное количество. Отношения поддерживаются годами и очень активно. Никогда не забуду, как первый месяц моего пребывания в Корее прошел в постоянных (ежедневных!) встречах с друзьями и знакомыми Тэгю, которым он меня представлял. Обошли всех — друзей из начальной, средней и старшей школы, из Университета и армии, знакомых, соседей. На нашей свадьбе было 250 человек. Скромное собрание по корейским меркам. И это только сторона жениха.

Еще одна зарисовка из взрослой жизни. В новых домах окна принято делать во всю стену и в пол. Далеко не все стремятся их плотно занавешивать. Поэтому гуляя по ночному Сеулу можно беспрепятственно заглянуть внутрь современного корейского жилища. Вот идем мы, к примеру, по центральным улицам, на которых стоят роскошные жилые комплексы. Квартиры в них стоят не один миллион долларов. За окнами огромные гостиные и комнаты нескромных размеров. Хорошо живут люди. Приглядываемся дальше — и видим, что везде висят одинаковые люстры, и на стенах поклеены одинаковые обои. Что за дела? А все очень просто. Квартиры продаются в Южной Корее под ключ, с полной отделкой в ключая люстры и даже стаканчики для зубных щеток в ванной. Естественно, что квартиры одинаковой планировки отделываются по одинаковым проектам — то есть и люстры, и стаканчики, и обои будут одинаковыми. И ничего — новых жильцов это чаще всего нимало не смущает. Никто не рвется делать ремонт и превращать квартиру в уникальный оазис вкуса (или безвкусицы). Живут спокойно нисколько не заботясь о том, что у соседа этажом выше в квартире точно такие же лампочки и встроенные шкафы. И это повсеместно — не важно сколько ты отдал за квартиру, 200 тыс долларов или 4-5 миллионов. Находятся, конечно, оригиналы, которые делают отделку под себя, но их меньшинство. Вот вам и коллективное воспитание в действии.

Корею часто воспринимают, как страну «чересчур» традиционную. Эдакий последний оплот конфуцианства в Азии. Корейцы очень трепетно относятся к своим традициям. Гордятся своей страной и историей. Но изменения в культуре происходят буквально на глазах. Между образом мыслей и поведением старшего поколения (те, кому сейчас 50-60 лет) и тех, кому около 30 уже существует огромная разница. Прежде всего меняются отношения между супругами. Современные кореянки активны и весьма эмансипированы. Моя свекровь считает само собой разумеющимся, встать и пойти готовить рис в четыре часа утра, если мужу вдруг приспичило в это время поесть. Молодая корейская жена, скорее всего отнесется к такой просьбе супруга весьма скептически. Проще говоря, пошлет куда по дальше. Не одному ему, в конце концов, утром вставать на работу. Количество работающих мам неуклонно растет. Так что волей не волей корейским мужчинам приходится включаться в ежедневную домашнюю рутину. Отец Тэгю не в состоянии сам открыть холодильник. О мытье посуды, или вообще чего бы то ни было в доме, не может быть и речи. Он работает всю жизнь с раннего утра до поздней ночи, а холодильник и «принеси-подай» — не его дело.

В более молодых семьях отношение мужчин к роли женщины заметно меняется. Недавно проведенный социологический опрос среди мужчин моложе 40 лет очень это наглядно показал. Оказалось, что большинство участников жене, которая хорошо убирает и готовит, предпочли бы жену с хорошей зарплатой. Конечно, это относится прежде всего к городской культуре. Но она в современной Южной Корее бесспорно преобладает. (уже в 2000 г в городах жило около 80% населения).

Отношения между родителями и детьми, внуками и бабушками, тоже становятся все более «неформальными». В повседневной жизни люди все чаще отходят от традиционных форм. Хотя по прежднему, по торжественным случаям одевают ханбок и совершают земные поклоны старшим родственникам на Лунный новый год.
Все это не следует воспринимать, как отрицание предыдущего поста о том, что в корейской семье нужно знать свое место. Все написанное — правда, как правда и то, что при сохранении жесткого речевого этикета и внутренней субординации многое в семейных отношениях изменяется. Впрочем, до западной «свободы» здесь еще далеко. И возможно это к лучшему.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.