Правительство представило Владимиру Путину «актикризисный план» по поддержке российской экономики в 2015 году. Как честно предупредил первый вице-премьер Игорь Шувалов, спасение утопающего обойдется дорого — 1 триллион 375 млрд руб, причем часть средств придется позаимствовать из Резервных фондов.
Президент отреагировал спокойно. «Все это мы уже проходили», — философски заметил он, подчеркнув, что у страны имеется достаточно резервов, чтобы справится с проблемами. Кстати, по мнению министра экономики Алексея Улюкаева, кризис уже достиг дна.
Как уже писал «МК», над антикризисным планом российское правительство работало последние полтора месяца и подготовило свои предложения на 4 дня раньше назначенного президентом срока.
Прежде, чем приступить к их обсуждению, Путин попросил Алексея Улюкаева кратко обрисовать ситуацию, сложившуюся в российской экономике. Глава МЭР начал «за упокой», заявив, что большинство рисков, с которыми страна столкнулась в прошлом году, по-прежнему сохраняются. Плюс к ним добавилось снижение рейтингов. Участники рынка опасаются, что они вот-вот станут «мусорными», и это, естественно, накладывает отпечаток на состояние финансового рынка.
О стабилизации курса рубля Улюкаев на это раз ничего не говорил, но высказал мнение, что банковская система уже адаптировалась к новой политике ЦБ: ставки по кредитам в целом устаканились, а по депозитам даже снизились, если сравнивать январь с декабрем. Однако уровень инфляции по-прежнему остается «некомфортным» для населения и промышленности: по итогам 2014 года цены выросли на 11,4%, что существенно превышает параметры заложенные в прогнозе социально-экономического развития, сейчас рост цен составляет 12%, к концу месяца МЭР ожидает еще плюс 1%.
«При этом цены на продовольствие растут еще более высокими темпами, сейчас инфляция по этой группе товаров составляет 16%», — сообщил Улюкаев, назвав в качестве основных причин рост валютного курса санкционный режим и ажиотаж. Так, сахар и крупы, которые население бросилось скупать в первую очередь, подорожали на 25-30%. Тем не менее свою речь Улюкаев закончил «за здравие», отметив, что, по его мнению, «инфляция пробьет верхнюю точку в первом квартале» и далее будет постепенно снижаться. «Мы уже нащупали нижние границы рисков, которые стали проявляться в прошлом году», — резюмировал глава МЭР.
Игорь Шувалов, в свою очередь, доложил главе государства, что правительство планирует делать для скорейшей стабилизации ситуации. Предложения, как уже сообщал «МК», сформированы по нескольким приоритетным направлениям, среди которых финансовый сектор, промышленность, сельское хозяйство и социальная сфера. Больше всех — 1 трлн руб — получат коммерческие банки. Но это не «живые» деньги, а облигации федерального займа, выделенные на докапитализацию. Какие конкретно финансовые учреждения смогут претендовать на эту помощь, выяснится в пятницу на заседании Агентства по страхованию вкладов. Еще 250 млрд руб, на сей раз из Фонда национального благосостояния, по словам Шувалова, получат банки с госучастием.
Вице-премьер подчеркнул, что эти средства должны направляться на поддержку реального сектора экономики, и не могут использоваться на санацию банковского сектора. Для этого ЦБ разработает отдельную программу.
Кроме того, дополнительное финансирование в объеме 50 млрд руб. предлагается выделить аграрному сектору. 20 млрд рублей получит промышленность. Что касается пенсий, то их предлагается индексировать на величину, предусмотренную ещё до кризиса. «Возможности для большей индексации в настоящий момент мы не видим», — признал Шувалов, пообещав, что правительство вернется к этому вопросу по мере развития ситуации.
Он также отметил, что удовлетворена просьба Минздрава выделить дополнительные средства на закупку импортных лекарств: ведомство получит еще 16 млрд руб. Кроме того, правительство планирует снизить налоговое бремя на бизнес, а также изменить критерии отнесения предприятий к малым и средним, чтобы они активнее включались в программы господдержки. На выполнение «антикризисного плана» Шувалов запросил 1 трлн 375 млрд руб, отметив, что эта сумма складывается из прямых расходов бюджета, госгарантий и средств ФНБ.
На открытой для прессы части совещания не обсуждалось, на какую сумму будет урезан российский бюджет, но зато стала известна дата секвестра: к 1 февраля правительство подготовит новый социально-экономический прогноз, учитывающий реальную стоимость нефти и доллара, а к концу месяца поправки к закону о бюджете будут переданы в Госдуму.
Владимир Путин не стал комментировать услышанные цифры и прогнозы, но напомнил, что нынешний кризис, так же, как и предыдущий, пришел в Россию извне. Если в 2008-2009 годах первопричиной послужило обрушение ипотечной системы США, то на этот раз — ситуация на сырьевых рынках. В обоих случаях наша страна была лишена возможности кредитоваться на Западе, так что ничего нового, по мнению ВВП, не произошло. Он призвал министров активнее работать над структурными изменениями экономики и повышением «национального суверенитета» в экономической сфере.