Об этом 21 января на пресс-конференции в Минске заявил министр образования постсоветской республики Михаил Журавков.
«Изучать географию и историю Белоруссии, конечно же, нужно на белорусском языке. Я думаю, что постепенно сами дети придут к тому, что захотят изучать половину или большую часть предметов общеобразовательной школы на белорусском языке», — заявил Журавков.
«Мы проводили в БГУ специальное заседание и анкетирование студентов, педагогов, сотрудников по изучению возможностей преподавания предметов на белорусском языке. Высказывания были как „за“, так и „против“. А это значит, что тем, кто хочет изучать свою специальность на белорусском, нужно предоставить эту возможность», — цитирует госинформагентство БелТА нового министра.
По словам Журавкова, говорить на родном языке должен каждый уважающий себя белорус. «В этом нет сомнения. Но при этом мы должны понимать, что в Белоруссии много русскоговорящих жителей, и процесс изучения ими белорусского языка должен быть постепенным и качественным», — сказал министр. До конца января он проведет совещание с «педагогическим активом» и обсудит вопрос изучения истории и географии на белорусском языке, сказано в официальном сообщении.
В сообщении информагентства БелаПАН сказано о прозвучавшем замечании журналистов — данный процесс идет без участия Минобразования, на что Журавков ответил: «Это мнение со стороны. На самом деле мы этим вопросом занимаемся. В БГУ этот вопрос также рассматривается. Может быть, это не афишируется, не выносится на широкую общественность. Мы обсуждали на большом совете университета вопрос о переводе некоторых предметов на белорусский язык. Но только тех, которые преподаются на историческом или филологическом факультетах. А, например, история БГУ. Было предложение, что ее надо преподавать на белорусском языке. Мы рекомендовали преподавать на „мове“ историю БГУ, просто историю, еще некоторые предметы — для всех студентов».
Говоря о предстоящем на следующей неделе совещании с обсуждением вопроса преподавания истории и географии на белорусском языке, министр сказал: «Это твердое убеждение министерства образования. Мы переговорим с преподавателями школ, представителями районных отделов образования. Есть определенный перечень предметов, которые, несомненно, необходимо преподавать на белорусском языке. Потому что надо понимать родную мову, и говорить об истории Белоруссии на другом языке — неправильно. Такое наше мнение, и мы это введем».
Отметим, озвученные Журавковым идеи не новы. Так, 21 марта 2012 года правительственная газета «Звезда» («Звязда») опубликовала заявление министра образования Белоруссии Сергея Маскевича о том, что с 1 сентября 2012 года в школах Белоруссии преподавание истории и географии может быть переведено на белорусский язык. Глава Минобразования отметил также, что преподавание «Истории Белоруссии» будет переведено на белорусский язык и в вузах. По мнению экспертов, реализация такого намерения «противоречит конституционному праву граждан на выбор языка общения» и нарушает ст. 17 Конституции РБ, гарантирующую двуязычие.
В 2014 году также была реанимирована идея создания «национального вуза, где преподавание велось бы только на белорусском языке», на реализацию которой власти Белоруссии не решились в 2012-2013 гг. Данная затея, считают юристы, «вступает в противоречие с конституционной нормой о двуязычии и праве на выбор».
Как сообщало ИА REGNUM, власти Белоруссии на протяжении многих лет проводят политику «белорусизации», уничтожая русскоязычную топонимику, позиционируя «беларускую мову» как «язык нации» и насаждая политические мифы. Конституцией Белоруссии гарантирован равный статус двух государственных языков — русского и белорусского. Законодательство Белоруссии гарантирует право выбора языка обучения.
Александр Лукашенко в 1994 году одержал победу на первых президентских выборах, заручившись поддержкой русскоязычного большинства, пообещав ликвидировать языковую дискриминацию. С конца 90-х Лукашенко стал активно использовать идеи своего политического оппонента — русофоба и лидера праворадикального «Белорусского народного фронта» Зенона Позняка, получившего политическое убежище в США.
В Белоруссии белорусский язык обучения не пользуется популярностью. Так, на весь город Могилёв нашлась лишь одна семья, отдавшая своего ребёнка в школу на белорусском языке обучения. В итоге кампания «небезразличной общественности», подкреплённая административным ресурсом, закончилась полным провалом: в крупном областном центре имеется лишь один «мовный класс», в котором учится лишь одна ученица. Лаборатория «Новак» в июне 2014 года провела исследование и выяснила, что 99,4% респондентов читают художественную литературу на русском языке. Тем не менее,власти Белоруссии в рамках проекта по конструированию новой идентичности белорусов продолжают политику дерусификации.
P.S. Лукашенко всегда говорит о необходимости построить белорусскую нацию, как основу суверенного белорусского национального государства. В рамках этой концепции страна в очень (очень!) мягком варианте идет по украинскому пути. Например, в Белоруссии Отечественная война 1812 года уже не считает Отечественной и вообще там у них по этому вопросу «не все так однозначно» (белорусы воевали по обе стороны и так далее).
Меры, подобные вышеописанной, могут резко ускорить этот путь и принести белорусам все те плоды, которые уже вкусил украинский народ.
1 комментарий
Сами, с воими руками готовят почву для «полосатого» Минского майдана. Потом сбегут в Россию и начнут жаловаться и писать мемуары о том, какие они хорошие и как их не оценили. М_У_Д_А_К_И