В предыдущей статье я затронул тему управления международными резервами Российской Федерации. Напомню, что согласно определению Международного валютного фонда, международные резервы (они же золотовалютные резервы или официальные резервы) — высоколиквидные активы, находящиеся под контролем государственных органов денежно-кредитного регулирования. Состоят из средств в иностранной валюте, специальных прав заимствования, резервной позиции в МВФ и монетарного золота. Международные резервы состоят из средств в иностранной валюте, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции страны в МВФ и монетарного золота (стандартные слитки металла). «Валютные резервы» — понятие абстрактное. Как сообщает Банк России, формы этих валютных резервов очень разнообразны:
наличная иностранная валюта;
остатки средств на корреспондентских счетах, включая обезличенные металлические счета в золоте;
депозиты с первоначальным сроком погашения до 1 года включительно (в том числе депозиты в золоте) в иностранных центральных банках, в Банке международных расчетов (БМР) и кредитных организациях-нерезидентах;
долговые ценные бумаги, выпущенные нерезидентами;
кредиты, предоставленные в рамках сделок обратного РЕПО;
прочие финансовые требования к нерезидентам с первоначальным сроком погашения до 1 года включительно.
Как читатель догадывается, при учете резервов имеется множество нюансов, в которые я не буду погружать аудиторию.
По состоянию на 1 января 2014 года золотовалютные резервы (ЗВР) России составили 509,6 млрд. долл. По этому показателю Россия среди всех стран мира оказалась на шестом месте. Впереди — Китайская Народная Республика, Япония, Саудовская Аравия, Швейцария, Тайвань. Непосредственно за Россией следуют Бразилия, Республика Корея, Гонконг, Индия. По некоторым оценкам, в конце прошлого года ЗВР Китая перевалили планку в 4 трлн. долл. Следовательно, у России ЗВР на порядок меньше, чем у Китая. По оценкам Банка России, базирующимся на информации по 70 странам мира, на 1 января 2014 года мировые ЗВР были равны 12,2 трлн. долл. На тот момент времени доля КНР в мировых ЗВР была равна 32%, а доля России – 4%.
Международные резервы Российской Федерации состоят из двух частей: а) часть, принадлежащая Банку России и предназначающаяся для проведения денежно-кредитной политики; б) часть, принадлежащая Минфину России и предназначающаяся для финансирования разных проектов и программ правительства. Вторая часть сегодня сосредоточена в так называемых суверенных фондах – Резервном фонде и Фонде национального благосостояния. Часть Резервного фонда и Фонда национального благосостояния Российской Федерации, номинированная в иностранной валюте, размещается правительством Российской Федерации на счетах в Банке России и инвестируется последним в иностранные финансовые активы.
Динамика ЗВР России очень неровная. Минимальное значение резервов в 10,7 млрд. долл. было зарегистрировано 2 апреля 1999 года (когда страна выбиралась из дефолта 1998 года). Далее начался десятилетний период наращивания ЗВР. Он завершился историческим максимумом: 8 августа 2008 года объем ЗВР достиг 598,1 млрд. долл. Это было накануне финансового кризиса 2008-2009 гг.
Во время финансового кризиса 2008-2009 гг. наблюдалось сильное падение ЗВР. Они тратились на поддержание рубля и спасение «тонущих» компаний (правда, большая часть денег из резервов тогда оказалась в банках, а не в реальном секторе экономики). В марте 2009 года был достигнут минимум – 376 млрд. долл. (падение на 37% по сравнению с августом 2008 г.). Затем началась новая фаза наращивания ЗВР, которая длилась более четырех лет. Новый максимум был достигнут в мае 2013 года – 533,5 млрд. долл. После этого началось неуклонное «таяние» резервов, которое продолжается и по сегодняшний день. В середине декабря 2014 года в результате активных валютных интервенций резервы упали ниже планки 400 млрд. долл. Согласно последним данным Банка России, на 26 декабря 2014 года ЗВР был равны 388,5 млрд. долл. (падение на 27% по сравнению с маем 2013 г.).
Теперь, собственно, об управлении международными резервами РФ.
Во-первых, как следует из выше сказанного, управление всеми российскими резервами, включая ту часть, которая принадлежит Минфину, взял на себя Центробанк. Лишь изредка правительство РФ (или сам Минфин) вмешивается в процесс управления казенной частью резервов. Например, в декабре 2014 года Минфин пожертвовал несколькими миллиардами (как он выразился, «свободной валюты») для проведения валютных интервенций и поддержания рубля. Фактически имело место нецелевое использование казенных резервов. В целом, складывается парадоксальная ситуация: казенными валютными деньгами страны управляет «независимая» организация, которая не относится к «органам государственного управления». Как говорится: «Все смешалось в доме Облонских».
Во-вторых, приведенные выше цифры объемов ЗВР России показывают, что процесс изменения величины резервов крайне стихийный. Он определяется не какими-то высокими, долгосрочными целями экономической политики России, а почти исключительно внешними факторами. Которые, в свою очередь, можно разделить на факторы конъюнктуры международных товарных и финансовых рынков и факторы геополитические. Под вторыми я разумею, в том числе экономические санкции Запада, которые уже начали зримо отражаться на величине наших резервов. «Управление» международными резервами, которое якобы осуществляет Банк России, мне почему-то напоминает картину Айвазовского «Девятый вал». Можно сказать, что изображенные на картине люди, которые ухватились за мачту погибшего корабля, также занимаются «управлением» — управлением своего спасения.
В-третьих, в результате такого «управления» на Банк России, ни Минфин не получают никакого «навара». Я помню, как в начале 2013 года А. Улюкаев (в то время первый заместитель Председателя Банка России) с гордостью говорил о том, что по международным резервам в 2012 году удалось добиться доходности в 1% ! Но и о таком показателе сегодня не приходится мечтать. Согласно данным Банка России доходность по международным резервам во всех основных валютах в 2013 году была микроскопической. По резервам в долларах США она составила 0,16% годовых; по евро – 0,10; по британскому фунту стерлингов – 0,16. А по японской иене она была равна нулю!
Вообще, в кухне управления международными резервами много таинственного, почти мистического. Я уже отметил, что международные резервы Российской Федерации с мая 2013 года непрерывно «тают». Нам денежные власти объясняют: мол, «извините, обстоятельства». Все списывается на непрерывный «форс-мажор». Нефть дешевеет, капитал из страны бежит, приходится проводить валютные интервенции для поддержания рубля. А тут еще экономические санкции Запада создали дополнительную нагрузку на наши резервы, поскольку отечественные банки и компании лишились доступа к кредитам и займам на международных финансовых рынках.
Изменение валютных резервов Российской Федерации происходит в результате различных операций, который Центробанк совершает на финансовом рынке. Прежде всего, в результате купли и продажи валюты. Если резервы сокращаются, значит, Центробанк продает валюту. Вроде бы все понятно. Но следует иметь в виду, что международные резервы могут менять свою величину не только в результате «операций», но также под влиянием других причин и факторов. В статистике Банка России учитываются изменения международных резервов в результате действия следующих трех дополнительных факторов: 1) изменения валютного курса; 2) изменения рыночных цен активов (ценных бумаг); 3) «прочих изменений». Особенно таинственным и подозрительным является третий дополнительный фактор — «прочие изменения».
Привожу простую математику для детей среднего школьного возраста на основе статистики Банка России.
Международные резервы Российской Федерации (млн. долл.):
на 01.01.2014 – 509.595
на 01.11.2014 — 418.880 (последние имеющиеся данные).
Получаем уменьшение резервов за 11 месяцев: 90.715 млн. долл.
На основе помесячных статистических данных по графе «операции с международными резервами» вычисляю сальдо этих операций за 11 месяцев: 74.449 млн. долл. Это – номинальный объем валюты, купленной у Банка России.
На основе помесячных статистических данных по графам «переоценка резервов в результате изменения валютных курсов», «переоценка в результате изменения цен», «прочие изменения» получаю суммарное сальдо за 11 месяцев: 16.266 млн. долл.
Теперь нетрудно подсчитать, что за 11 месяцев 2014 года сокращение международных резервов Российской Федерации на 18% было обусловлено причинами, не связанными с «операциями» (проще говоря, с продажей валюты). Были какие-то другие операции, о которых можно только догадываться.
Можно, конечно, потерю почти 1/5 международных резервов Российской Федерации за 11 месяцев прошлого года списать на «головотяпство» наших денежных властей. Но что-то уж подозрительно большие «издержки». Как-то в классическую «халатность», «некомпетентность» и «головотяпство» верится с трудом. Впрочем, все это могла бы выяснить Счетная палата России, но ее к проверке «резервных закромов» не подпускают. Мол, Центробанк также как и «жена Цезаря вне подозрения».
Итак, лично у меня нет никаких сомнений в том, что в истекшем году управление международными резервами было убыточным, и в этой убыточности надо серьезно разбираться. К так называемым «объективным» причинам убыточности, связанным с рыночной конъюнктурой, могут примешаться причины сугубо «субъективного» характера.
Впрочем, наши денежные власти и сами не скрывают, что Банк России исчерпал свои возможности по эффективному управлению резервами на основе «традиционных инструментов». Таких как казначейские облигации и иные государственные долговые бумаги стран Запада. И валютные депозиты в иностранных банках. И тут они неожиданно в конце сентября 2014 года выступают с инициативой «расширения набора финансовых инструментов», которые Банк России может использовать для управления ЗВР. Закоперщиком выступил Минфин, но Центробанк сказал, что не только поддерживает эту инициативу, но и «проработал вопрос».
Суть предложения проста – в список финансовых инструментов кроме долговых бумаг других государств (казначейских облигаций и др.) следует внести также корпоративные бумаги – акции и облигации зарубежных компаний и банков. При этом был использован широкий арсенал аргументов: мол, доходность этих бумаг выше, чем у казначейских облигаций; корпоративные бумаги якобы менее уязвимы для экономических санкций Запада; надо «диверсифицировать инвестиционный портфель» Банка России и т.п. За всеми этими красивыми словами скрывается желание нашего Центробанка поиграть на иностранных фондовых биржах. В 2013 году, как известно, Банк России получил статус «финансового мегарегулятора». Но, судя по его делам и планам при новом председателе Э. Набиуллиной он все более явно приобретает признаки «финансового мегаспекулянта».
Планы наших денежных властей крайне опасные. Достаточно вспомнить, что в «нулевые годы» в мире наблюдался бум так называемых «суверенных фондов», в которых концентрировались валютные ресурсы казначейств разных стран (прежде всего, стран-экспортеров природных ресурсов). Они также «диверсифицировали инвестиционные портфели» за счет акций и облигаций разных компаний и банков. В годы финансового кризиса 2008-2009 гг. многие эти фонды просто лопнули. По всему миру» в совокупности «сгорели» многие сотни миллиардов долларов.
Наши денежные власти окончательно «заигрались». Казалось бы, обвал рубля в декабре 2014 года, экономические санкции Запада, призывы президента Российской Федерации проводить курс на диверсификацию экономики и импортозамещение должны были привести руководство Банка России и Минфина в чувство. В этих условиях Банк России должен был начать работу по перестройке механизма денежной эмиссии. В настоящее время Банк России работает по схеме «валютного управления», выпуская рубли в экономический оборот под накапливаемые валютные резервы. Такая модель денежной эмиссии обслуживает не отечественную экономику, а Запад. До недавнего времени это обслуживание заключалось в том, что наши денежные власти практически беспроцентно кредитовали казначейства США и других стран «золотого миллиарда». Закрывая дефициты их бюджетов, которые в немалой степени порождались и продолжают порождаться военными приготовлениями против России.
Госпожу Набиуллину и господина Силуанова совершенно не вдохновляет перспектива разворота Банка России в сторону отечественной экономики, кредитования отечественных предприятий реального сектора. Вместо этого они планируют осуществлять финансовую «подпитку» частного сектора западной экономики. Кстати, сегодня, в связи с новым витком Холодной войны резко пошли вверх акции американских компаний, выполняющих военные заказы Пентагона. Рейтинги у этих компаний самые высокие. Очень рекомендую нашему «финансовому мегаспекулянту» разместить наши резервы в ценные бумаги корпораций ВПК США.