Чтение новостей об отношениях западных интернет-гигантов к России напоминает сводки боевых действий или, как минимум, описание подготовки к полномасштабной войне против России в сфере информационных технологий. Судите сами, за последние несколько недель Крым превратился в полигон, на котором американские компании и американское же правительство тестируют методы информационной блокады нашей страны. Бойкот Крыму объявили Google, Apple, Steam и PayPal. Всем понятно, что в списке компаний, которые блокируют или отключают свои сервисы на территории Крыма, скоро появятся новые имена. Смотря на то, что происходит в Крыму, возникают два фундаментальных вопроса:
1. Понимает ли власть, что то, что американцы делают в Крыму сегодня, случится в будущем на всей территории России?
2. Если власти это понимают, то что они делают для того, чтобы предотвратить катастрофические последствия от таких агрессивных действий США?
Признание опасности того, что американцы используют свои технологии для того, чтобы устроить в России экономический и инфраструктурный коллапс — это не признак паранойи, а признак здравого понимания реальности. Если кому-то нужны дополнительные доказательства серьезности этой угрозы, то их уже предоставил широко известный американский диссидент Эдвард Сноуден:
“Проект Politerain, находящийся в ведении Агентства национальной безопасности, представляет собой создание команды так называемых «цифровых снайперов», целью работы которых будет выведение из строя компьютерных систем, контролирующих работу электро- и водоснабжения, заводов, аэропортов потенциального противника, а также перехват его денежных потоков” пишет Der Spiegel.
Единственный положительный момент в сложившейся ситуации заключается в том, что, по крайней мере, за информационную безопасность нашей армии можно быть спокойными, так как армейские руководители в силу особенности профессионального менталитета заранее обеспечили нашим войскам «цифровую самодостаточность», чего нельзя сказать о нашей гражданской инфраструктуре.
Рассмотрим еще один вопиющий пример, который должен был заставить наше правительство принять хоть какие-то меры. Как сообщают СМИ, новым членом совета директоров Oracle стал бывший министр обороны США и экс-директор ЦРУ Леон Панетта. У компании Oracle огромный бизнес в России, а среди ее клиентов фигурируют государственные управленческие структуры и главные банки страны. Oracle – крупнейший поставщик систем баз данных для российских государственных учреждений и компаний. Что это означает на практике? Это означает, что компания, в которой директорствует кадровый сотрудник ЦРУ, имеет фактически неограниченный доступ к данным о нашем государстве и о гражданах России. Oracle видит все, от медицинских карт до банковских карт, от кредитных историй до списков очередей в детские сады. И все это за наш с вами счет. Возникает вопрос: почему правительство не предпринимает каких-то экстренных мер для замены потенциально опасных технологий, которые могут использоваться нашими геополитическими врагами для шпионажа или саботажа. Что мы будем делать, если американцы «подорвут» датацентры наших главных банков, например? Опять будем пить Боржоми после удаления почек?
Вопиющий пример того, с каким уровнем безответственности Минкомсвязи подходит к вопросам цифрового суверенитета страны, можно обнаружить в запросе депутата Ильи Костунова, который интересуется у министра Никифорова, почему систему электронной переписки граждан с госведомствами «Почта России» заказала разработчикам из США и Великобритании? У нас Почта России теперь будет латать дыры в бюджете с помощью подработки на АНБ и ЦРУ, а министр ей в этом помогает или как минимум не препятствует?
Надо признать, что обвинять министра связи в полном бездействии было бы несправедливым. Он развернул бурную деятельность на ниве импортозамещения, но было бы значительно лучше, если бы он вообще воздержался от какой-либо активности. Бывают ситуации, в которых бурная деятельность чиновника только вредит делу, и это как раз такой случай. Вместо того, чтобы использовать уже имеющиеся на рынке разработки российских компаний, министр Никифоров активно продвигает идею создания очередного фонда, в который государство будет вкладывать деньги, а потом (через много-много лет), может быть, получит результат в виде национальной операционной системы и других программных продуктов, которыми можно будет заменить американский софт. Более того, для финансирования этого фонда предлагается ввести налог с продажи программных продуктов на территории России, то есть, накинуть налоговую удавку на шею отечественному производителю.
У такого подхода есть несколько проблем:
Первая и самая важная проблема — на реализацию плана Никифорова уйдут годы, а результат не гарантирован. В условиях, когда, например, компания Oracle может завтра отключить поддержку баз данных многих крупных российских компаний и госучереждений, мы не можем себе позволить ждать несколько лет. У нас просто нет этого времени.
Вторая проблема — Минкомсвязи вообще не предлагает ограничительных мер по отношению к американским компаниям, которые, не стесняясь, вводят дискриминационные меры против граждан России. Google, Apple и Microsoft плюют в лицо крымчанам, а министр Никифоров предпочитает этого не замечать. Для того, чтобы завтра забанить или хотя бы пригрозить забанить все американские компании на всех государственных тендерах, аукционах и закупках, нужны политическая воля и здоровый патриотизм.
Опять же, нельзя не признать, что у плана Минконсвязи есть и положительные аспекты. Но эти аспекты положительны только для самого министра, который сможет «рулить» громадным государственным фондом на протяжении многих лет, не особо заботясь о результате. И это не только мое мнение. Признанный эксперт в сфере IT и самый известный сторонник цифрового суверенитета России Игорь Ашманов так охарактеризовал предложения Никифорова:
«Предложение Минсвязи ограбить отечественных разработчиков, а потом импортозамещение ключевого ПО сделать за несколько долгих лет в каких-то других компаниях силами откуда-то взявшихся 20 000 разработчиков выглядит очень странным и необоснованным». Эта оценка дана еще в октябре прошлого года, но с тех пор Минкомсвязи не предложило ничего кардинально другого и ничего кардинально лучше.
Когда нынешний министр связи получил свой портфель, многие, и я, в том числе, надеялись на то, что молодой, амбициозный и, безусловно, талантливый чиновник сможет воспроизвести на федеральном уровне тот положительный опыт, который он приобрел, работая в Татарстане. Успехи Татарстана в плане развития доступности и качества электронного взаимодействия граждан и власти — неоспоримы. Но есть одно «но», которое играет большую роль в сегодняшнем геополитическом контексте. Если посмотреть на технические спецификации программных продуктов, которые используются в Татарстане со времен Никифорова, то очень часто в списках технических требований можно увидеть Windows 7, Windows XP, база данных Oracle и т.д. Получается, что строить электронную экосистему из готовых американских «кубиков» наш министр может и делает это достаточно эффективно. А вот заниматься построением реального цифрового суверенитета он просто неспособен. Министр связи РФ – отличный прораб на американской стройке, но нам нужен российский архитектор, причем, нужен прямо сейчас.
Во избежание претворения в жизнь особо опасных идей министра связи, Игорь Ашманов предложил все инициативы Никифорова выставлять на интернет-голосование. Нельзя не заметить, что есть более дешевый и эффективный способ обезопасить страну. Может быть, нам просто нужен другой министр?