В ПАСЕ вернулась российская делегация. Наверняка её туда как-то завлекли. Может быть, дали сигнал, что отношения налаживаются, санкции ослабят, про Крым помолчат, или что-то в этом роде. В итоге российскую делегацию завлекли — и унизили небывалым образом. Это не политическое хамство, это действо с очень глубоким политическим смыслом.
1. Вернувшись год спустя в количестве 20 депутатов от всех фракций российского парламента под предводительством спикера госдумы Сергея Нарышкина, Россия получила плевок. Зимняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) открылась оспариванием полномочий делегации России. С соответствующей инициативой выступил представитель Великобритании Роберт Уолтер.
2. На траурной церемонии, посвященной памяти жертв Освенцима, не почтили память советских солдат и отказали в выступлении Нарышкину. Поглумились над исторической памятью. Утрёмся?
3. На Геннадия Зюганова и Ивана Мельникова совершено нападение прямо у дверей здания Совета Европы. На некоторых новостных порталах в комментариях выродки упражняются в юморе по поводу инцидента. А ведь инцидент зловещий. Украинские националисты беспрепятственно, практически на территории парламентской ассамблеи, напали на двух уважаемых (и, между прочим, пожилых) людей — статусных представителей нашей делегации. Эта явным образом организованная провокация (на что весьма политкорректно намекнул Геннадий Андреевич в своем комментарии) должна была увенчать ритуал унижения.
Итак, наша делегация подверглась унижению — не просто политическому, но ритуальному. Ритуал примет особый оборот, если в среду России предоставят полномочия для дальнейшей работы: мы войдем в ПАСЕ через врата унижения. Наши парламентарии говорят, что сделают все возможное, чтобы наладить конструктивный диалог. Остается лишь догадываться, какие унижения припасены в кулуарах, где и будут договариваться о предстоящем в среду голосовании по «русскому вопросу».
В 2008 году Сергей Кургинян в цикле статей «Медведев и развитие» (в газете «Завтра», затем в книге «Исав и Иаков») написал о политическом смысле притчи о народах Исава и народах Иакова. Иаков покупает у Исава право первородства за чечевичную похлебку. Господство держится на первородстве. Народы, которые господствуют, не торгуют благородством. Народ, из которого делают раба, подвергают процедуре отречения. Россия Горбачева и Ельцина вела себя как народ Исава. В 2008-м, а затем в 2014-м она делает заявки на возвращение в категорию «народов Иакова». Владимир Путин именно в этом духе прокомментировал наши действия в Южной Осетии: «Или нам и в этом случае надо было утереть кровавые сопли, как в таких случаях говорят, и склонить голову?» Не утёрлись, не склонились. Сделали заявку на первородство.
Что происходит сейчас? Прочувствовав материально и, я бы сказал, экзистенциально покинутость Западом, расслышав рычащее напряжение западного мира, Россия должна вернуться в стойло. Ровно этому подвергли нашу делегацию в Страсбурге. Вся прочая болтовня (включая обсуждение нового пакета санкций) вторична по сравнению с ритуалом отказа от первородства.
Понимают ли наши элиты, что на пакет санкций выменивают первородство? Или, чтоб было понятнее, что «понты дороже денег»?
Если библейский язык чужд современному обществу, то понятна должна быть древнейшая европейская мистерия, описанная Гераклитом: «Война — отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других — людьми, одних творит рабами, других — свободными». Кем мы хотим выйти из новой холодной войны?