Но и в реальном юридическом оформлении Россией правопреемства Советского Союза тоже всё непросто.
Например, определенная часть советской недвижимости в зарубежных реестрах по-прежнему числится за страной под названием «СССР», которой давно уже не существует. А Россия, которая считает себя единственным правопреемником СССР, до сих пор не может переоформить на себя часть советской недвижимости за рубежом. И вот почему так вышло.
Советский торговый павильон в Канаде (г.Монреаль)
Позиция Москвы в этом вопросе вроде логична, и остаётся неизменной: она приняла на себя и полностью выплатила все долги СССР, а значит вся загрансобственность СССР должна принадлежать ей и быть на неё оформлена. Но не так всё просто в этом худшем из миров.
Незадолго до официального провозглашения распада СССР и создания новых независимых государств состоялась встреча в Москве, на которой обсуждались вопросы внешнего долга СССР. Во встрече приняли участие представители союзных республик (кроме стран Прибалтики и Узбекистана) и 7 стран-кредиторов. Её результатом стали меморандум от 28.10.1991г. о взаимопонимании относительно долгов иностранных кредиторов СССР и его правопреемников и коммюнике от 24.11.1991г., в которых республики, входившие в СССР, были обозначены его правопреемниками, которым в разных пропорциях переходил внешний долг СССР и его активы за рубежом.
Во исполнение принятого решения были заключены Договор «О правопреемстве в отношении государственного внешнего долга и активов Союза ССР» от 04.12.1991г. и Соглашение «О собственности бывшего Союза ССР за рубежом от 30.12.1991г.
Торговое представительство СССР в Бразилии (г.Бразилиа)
Согласно заключенным соглашениям России причиталось 61,34% зарубежных советских активов и пассивов, Украине – 16,37%, Белоруссии – 4,13%, и так далее. Однако западным кредиторам было выгоднее иметь одного должника, чем двенадцать, а России было выгодно не делить ни с кем советскую зарубежную собственность, которой она фактически уже владела, и предстать полной и единственной правопреемницей СССР. Тем более, что стоимость зарубежной советской собственности вполне могла превышать сумму советского внешнего долга.
И Москва предложила всем бывшим союзным республикам подписать соглашения о так называемом «нулевом варианте» раздела долгов и активов, то есть уступить России свои доли как одних, так и других. В итоге, все согласились и признали исключительное право России на зарубежную недвижимость и иные зарубежные активы СССР, в обмен на выплату советского внешнего долга.
Все, кроме Украины – украинский парламент дважды, в 1997 и 2009 годах, отказался ратифицировать соглашение между Россией и Украиной о «нулевом варианте» 1994 года, и оно так не вступило в силу.
Посольство СССР в США (г.Вашингтон)
Как Россия и предполагала, её сложным тогдашним положением, подлый Запад не воспользовался, согласившись на льготных условиях растянуть выплаты по советскому долгу на двадцать лет. А для подстраховки Парижский клуб кредиторов разрешил переоформить у себя права собственности из СССР на Российскую Федерацию лишь после полного погашения советского долга.
И когда цены на нефть пошли вверх, Россия смогла досрочно рассчитаться с советским внешним долгом, ликвидировав в 2006 году все долги СССР перед Парижским клубом (государствами-кредиторами), а в 2009 году долги СССР перед Лондонским клубом (частными кредиторами). Тогда же, в 2006 году, министр финансов России Алексей Кудрин заявил, что Москва намерена приступить к переоформлению на себя всей недвижимостии бывшего СССР за рубежом.
Но не тут-то было – во всех странах мира такое оформление возможно только после урегулирования всех спорных вопросов с другими претендентами на недвижимость. А поскольку на какую-то его часть претендовала Украина, Россия повела настоящую дипломатическую и судебную борьбу по оформлению своего права собственности. В настоящее время в полные права собственника зарубежного советского имущества Россия не может вступить по крайней мере в 35 странах мира, где этот процесс заблокирован Украиной в судебном порядке. По словам печатного органа правительства РФ «Российской газеты»: «В России о таких инцидентах рассказывают еще более неохотно, но признают: они есть».
А полной правопреемницей имущества СССР Россия признана в 5 странах – Болгарии, Венгрии, Исландии, Финляндии и Швеции, где России удалось договориться с Украиной, уступив с ней ей частью советской недвижимости.
Генеральное консульство СССР в Турку (Финляндия)
Конечно, логично было бы Украине сначала вернуть России украинские 16,37 процентов в советском долге, который заплатила Россия (где-то около $15 млрд). Но во-первых для Украины это дело неподъемное, а во-вторых никто не знает как получить назад и сколько это – 16,37% советской зарубежной собственности.
Точных данных по состоянию советской зарубежной недвижимости и её стоимости на момент распада СССР не существует, его рыночная оценка неизвестна и, по мнению Счетной палаты РФ, в реестре федерального имущества России учтено всего лишь 3 процента находящейся за рубежом советской недвижимости. В разных источниках цифры варьируются от 2700 объектов недвижимости по цене $2,7 млрд (Красавина Л.Н. «Внешний долг России уроки и перспективы». Научный Альманах Внешний долг России и проблемы его урегулирования. М. 2002 г. с. 18.) до 30 тыс. объектов недвижимости по цене $500-525 млрд (Макаревич Л. Н. «Инструменты урегулирования внешнего долга». Научный Альманах Внешний долг России и проблемы его урегулирования. М. 2002 г.).
Но это ещё не вся советская собственность за рубежом – зарубежные советские имущественные связи были очень запутаны, и существовала масса других активов, кроме недвижимости: банковские вклады, транспортные средства (самолеты, суда), ценные бумаги, вклады в уставной капитал и т.д. И сколько это стоило и стоит, никто толком не знает.
Посольство СССР в Мавритании (г.Нуакшот)
Чтобы закрыть вопрос, Россия неоднократно предлагала Украине объекты зарубежной недвижимости по принципу «На тобі небоже, що мені не гоже» – не в ключевых странах мира, а где-то в Африке или Латинской Америке, где Украине делать нечего (как, впрочем, и России). Зарубежная советская недвижимость там обветшала, и давно уже потеряла свою рыночную ценность, многие объекты заброшены, разворованы и их никто не содержит.
Украине, естественно, это и даром не нужно, а значит Россия не может ни продать, ни использовать ликвидную советскую недвижимость в коммерческих целях (это так называемое ограниченное право собственности – РФ может владеть и пользоваться этой недвижимостью сама, но не может ею распоряжаться). И этот спор тянется уже четверть века, и затянется еще на многие десятилетия. Или навсегда, если договориться так никогда и не удастся.