Мир привык к непрекращающейся необъявленной войне за владение и доступ к углеводородам. Сейчас мы входим в новую фазу асимметричной войны не за нефть, но по поводу цены на нефть. Многие наблюдатели отметили сходство в заявленных Саудовской Аравией намерениях заставить остальных производителей снизить производство (если они хотят поддержать цену на их нефть) с серединой 1980-х годов, когда подобная война цен на нефть привела к их снижению, что помогло банкротству Советского Союза.
Хотя есть определенное сходство с тем периодом в конфронтации сверхдержав и использовании Саудовской Аравией нефтяного оружия, мне кажется, что сегодняшний период – это не столько повторение 1980-х годов, сколько новая глава васимметричной войне, в которой употребляются разнообразные виды оружия, связанного с нефтью.
Асимметричную войну можно определить как войну между противниками, чьиотносительные военные возможности очень сильно различаются, или чьи стратегия и тактика значительно различаются. Экспортеры нефти бывают самого разного размера и характера, как и производители и потребители нефти (например, США являются крупным производителем, но в то же время они покупают нефть у других производителей).
Каждая сторона, заинтересованная в цене на нефть, обладает различным набором средств, целей и военной и финансовой мощью.
Что это означает для необъявленной войны за цену на нефть? Давайте рассмотрим несколько примеров возможных асимметричных военных тактик по отношению к ценам на нефть.
1. Один способ затруднить производство того, кто считается конкурентом, – это взорвать несколько нефтепроводов или портов партизанским способом, также известным под именем «террористическая атака», что немедленно повлияет на предложение и, через это, на мировую цену на нефть, которая удивительно чувствительна даже к незначительным несоответствиям спроса и предложения.
Сейчас существуют широкие возможности воздействовать на уязвимые стороны физического процесса подачи нефти, используя нерегулярные армейские группы и довольно легко доступную взрывчатку.
Асимметрия между огромными трудностями, возникающими при защите длинных линий доставки нефти и дорогой инфраструктуры, и относительно низкой стоимостью нарушения доставки нефти очевидна.
2. Электронное нарушение путей доставки через компьютерные черви типа Стакснет (Stuxnet). Флеш-накопитель, вставленный в узел электронной сети может вызвать разнообразные повреждения, которые перекроют самые важные узкие места в системе доставки нефти.
3. Финансовые стратегии, поддерживающие местных производителей независимо от текущих мировых цен. Те нации-производители, которые могут печать свой собственный кредит и валюту – например, Федеральный Резерв США – могут незаметно поддерживать своих производителей, покупая через подставных лиц мусорные облигации, относящиеся к сланцевой нефти, тем самым по сути избавляя их от долга.
Дефолт? Какой дефолт? Облигации или рефинансируются через подставных лиц, либо поддерживаются в состоянии воздержанности, то есть проценты на них не платятся, но владельца долга (Федеральный Резерв) это не волнует.
4. Производители нефти с изношенной производственной инфраструктурой могут быть ущемлены, если ограничить их доступ к кредиту, необходимому для ремонта/обновления их инфраструктуры. Их производство упадет, потому что их оборудование просто-напросто развалится.
Наоборот, дешевый кредит может быть предложен производителем с ограниченными средствами, чтобы поддерживать высокий уровень производства.
5. Ключевой центральный банк (например, Федеральный Резерв) может прекратить выпускать деньги/кредит и запустить таким образом всеобщее снижение темпов роста, что уменьшит спрос. Если производство нефти будет сохраняться на высоком уровне, цены упадут, как только снижение спроса станет очевидным.
6. Центральный банк может решить поддержать цену на нефть не посредством воздействия на поставки или спрос, а путем заключения контрактов на покупку нефти в огромных количествах. Такие покупки в конце концов приведут к «шорт каверинг ралли», что поднимет цены на нефть значительно выше, по крайней мере, на короткий срок, независимо от соотношения физического предложения и спроса.
Таковы только несколько из многих вариантов асимметричной войны, которые могут быть использованы по отношению к цене на нефть.