Вчера Верховная рада Украины признала Россию «страной-агрессором», причем за это решение проголосовали 271 депутат из 450 парламентариев страны «победившего майдана». Ряд украинских депутатов предложили пойти еще дальше — официально объявить России войну и признать Донецкую и Луганскую народные республики — террористическими организациями, что окончательно бы развязало Киеву руки в ведении боевых действий на юго-востоке. Однако, заходить в своих политических решениях настолько далеко, парламентарии Украины все-таки не решились, ограничившись декларативным по своей сути решением.
Следует отметить сразу, что признание России «агрессором» — это не объявление войны де-юре. Поскольку, официальное состояние войны между государствами, повлекло бы за собой весьма далеко идущие для Украины последствия.
Во-первых, даже если исключить само ведение боевых действий, такое решение означало бы полный разрыв дипломатических, экономических и торговых взаимоотношений между странами. Если с дипломатическими отношениями — ситуация не столь страшная, в конце концов, отзыв посольств — это практика, которая бывало, что применялась в годы «Холодной войны». Приятного в таком решении, конечно, ничего нет, но по сути оно не идет ни в какое сравнение с экономической частью последствий от такого решения.
Как известно, Украина приобретает в России энергоносители. Причем, в поставках природного газа и нефтепродуктов — киевские власти практически полностью зависят от России, а от поставок угля и электроэнергии — частично. Кроме того, между странами, несмотря на санкции, сохраняется товарооборот между странами, его наличие позволяет удержаться на плаву тонущей в кризисе украинской экономике. С момента победы майдана в Киеве он снизился по ряду экспертных оценок на 45-55%, что незамедлительно сказалось на состоянии целого ряда украинских предприятий, порой с далеко идущими социальными последствиями.
Можно судить о том, что на фоне «антитеррористической операции», которая в последние недели только набирает обороты, полное прекращение торговых взаимоотношений с российской стороной, может окончательно добить и без того слабую украинскую экономику, которая сейчас фактически держится на одном честном слове и находится в преддефолтном состоянии. Тем более, что страны ЕС и США серьезную помощь и поддержку своему новоиспеченному «союзнику» пока только обещают, но предоставлять её в необходимом для спасения экономического потенциала Украины количестве, пока явно не торопятся. Тем более, едва ли Украина сможет рассчитывать на серьезную финансовую помощь со стороны Запада, если официально будет находиться в состоянии войны. Позиция Запада по этому вопросу, была озвучена директором-распорядителем МВФ Кристин Лагард в интервью Le Monde С одной стороны, она заявила, что оказание Украине поддержки по линии Международного валютного фонда, возможно только при условии стабилизации обстановки в этой стране. «Ни один партнер МВФ не может участвовать в программе поддержки, если под вопросительным знаком оказывается 20% ВВП Украины. Связь между экономической и военной ситуацией совершенно очевидна», – сказала Лагард в интервью французской газете. С другой — представитель МВФ заявила: «Теперь мы работаем над другими вариантами, в частности, с продлением на четыре года того срока, который отводится Украине на проведение реформ». Объем финансирования, на который мог бы рассчитывать Киев в течение этого периода, также, «вероятно, будет несколько выше, чем предполагалось», особо подчеркнув при этом, что все будет зависеть от военно-политических факторов.
Одним словом, предоставление кредитов Украине фактически уже поставлено в четкую зависимость от военно-политической обстановки вокруг ситуации на Донбассе и взаимоотношений с Россией. Поэтому, вряд ли кто-то из европейских или американских финансистов рискнет инвестировать свои средства в страну, которая мало того, что балансирует на гране банкротства, так еще и ввязывается в войну с соседним государством, которое в военном плане намного превосходит потенциал самой Украины.
Во-вторых, хотя и состояние объявленной войны сугубо теоретически может обойтись без ведения боевых действий, благо такие факты в истории имели место быть, тут в случае, если они все таки начнутся, для Украины ситуация будет выглядеть еще хуже чем с экономическими проблемами от такого решения. Ведь в нынешнем состоянии, о якобы имеющей место быть войне между Россией и Украиной, властям в Киеве, СМИ и блогерам можно говорить сколько угодно, благо что кадровые подразделения российской армии пока по факту на эту войну не явились. Между тем, даже воевать с ополчением Новороссии, которое по сути в основном представлено милиционными формированиями, с очень глубокими пережитками «партизанской тактики», не имеющими своей авиации и испытывающим дефицит вооружения и подготовленных кадров, у Киева пока не получается, порой от слова «совсем». Если спрогнозировать, что в случае официального объявления войны в дело вступят подразделения российской армии, причем не те, которые регулярно «убивает и хоронит» в своем блоге бывшая российская, а ныне украинская правозащитница Елена Васильева, то шансы у киевской власти выиграть такую войну мгновенно достигнут нулевой отметки.
Ведь российская армия будет воевать по всем правилам, с применением авиации, военно-морских сил, крупных общевойсковых соединений и с использованием всего спектра имеющихся в наличии средств, за исключением ядерного оружия. А учитывая промежуточные итоги очередной украинской мобилизации, ВСУ испытывает сложности не только с применением имеющейся в наличии боевой техники, а даже с доукомплектованием имеющихся подразделений. Конечно, украинские политики могут возлагать надежды на поддержку сил НАТО, прежде всего тех, которые дислоцированы в Европе. Но большинство стран ЕС, которые по совместительству еще входят в Северо-Атлантический альянс, также зависят от экономических взаимоотношений с Россией. Это, конечно и поставки российского природного газа в Европу, и достаточно обширный товарооборот, снижение которого на фоне взаимных санкций уже сейчас негативно сказалось на экономике ЕС, недаром же бизнес-круги целого ряда западных стран пытаются найти пути «обхода» введенных политиками эмбарго. Поэтому, в случае возникновения прямого военного конфликта между Россией и Украиной, страны НАТО вряд ли в него будут ввязываться, поскольку это будет автоматически означать полную «заморозку» экономических связей с нашей страной. Причем, в ряде случаев в прямом смысле слова — многие государства ЕС зависят от поставок российских энергоносителей, хотя и в меньшей степени, чем Украина, но на фоне и без того имеющихся экономических сложностей, без российского природного газа европейцам придется «затянуть пояса» настолько, что это может привести к полной потери доверия к руководству этих государств со стороны избирателей. Тем более, что о симпатиях к российской позиции по событиям, происходящим на Украине, сейчас обыватели и некоторые журналисты на Западе говорят практически открыто.
Одним словом, реальное состояние войны России и Украины для последней означает практически гарантированное самоубийство, а для стран ЕС — весьма значительные по масштабам сложности, в сравнении с которыми нынешние санкции могут показаться легким недоразумением во взаимоотношениях с Россией.
Так зачем киевской власти потребовалось принимать такое весьма невыгодное политическое решение, которое можно охарактеризовать как состояние «уже не мир, но еще не война»? Однозначный ответ тут дать невозможно. Но, судя по нагнетанию «военной истерии» на Украине, которую мы могли наблюдать с момента победы «майдана» и до настоящего времени, конечной целью его закулисных игроков, в роли которых, как несложно догадаться, выступает не столько «партия войны» в украинской столице, сколько её приверженцы из Вашингтона, для чего собственно и был создан проект «антироссийская Украина» в нынешнем её виде. США вполне бы устроил прямой вооруженный конфликт между Россией и Украиной, причем даже вероятное поражение в нем украинской стороны — сулит американской администрации немалые выгоды, так как в любом случае он подорвет экономику России и будет способствовать расколу между нашей страной и Европой. В качестве бонуса, США смогут влиять на политику НАТО и ЕС также, как это было в годы «Холодной войны», пугая входящие в эти альянсы государства «русской угрозой».
Другое дело, что украинская «партия войны», несмотря на громкие заявления прекрасно отдает себе отчет, чем такое политическое решение может закончиться для её «стремительной карьеры» на фоне «победы майдана». И хотя на эту часть политической элиты Украины оказывает серьезное давление Вашингтон, она приняла в какой-то мере «компромиссное решение» — и удовлетворив частично пожелания своих заокеанских кураторов — мол, видите, мы уже почти воюем с Россией, и тем не менее, при таком решении, фактически сохранила все те плюсы, которые Украина имеет от нынешней относительно мирной формы построения взаимосвязей со своим восточным соседом. Можно сказать о том, что украинские «сторонники настоящей российско-украинской войны» сейчас находятся в положении «заложников» собственной и американской политики. Поэтому и вынуждены выкручиваться всеми способами. Иначе — их ждет новый украинский майдан, для организации которого поводов хватает как у США, так и у самих украинских обывателей.
И все-таки, даже таким декларативным заявлением Верховной Рады Украины, Вашингтон постарается воспользоваться по максимуму. Скорее всего в ближайшее время мы будем наблюдать рост активности американских политиков, по большей части из крыла партии Республиканцев, которые будут активничать на почве лоббирования идеи поставок вооружения на Украину, разумеется, с последующими выгодами для военно-промышленного комплекса США, а также оказание давления на страны ЕС, с целью расширения спектра применямых к России санкций. Если первое у американских конгрессменов вполне может получиться, благо что неофициально такие поставки имеют быть уже сейчас, то второе — получится вряд ли. Европа, хоть и крайне медленно, но начинает задумываться и о своих интересах на фоне происходящей конфронтации. И понимание того, что эти интересы далеко не всегда совпадают с интересами киевских и вашингтонских «ястребов» там уже отчетливо проявилось.
Подводя итоги вчерашнему политическому решению Верховной Рады Украины, можно однозначно сделать следующие выводы:
1. Это еще далеко не война с Россией, как это постарались представить некоторые паникеры, хотя и её вероятность значительно приблизилась.
2. Политическое решение об «агрессии России», несомненно принято под давлением извне и организованной в украинском обществе «военной истерии».
3. Скорее всего до «настоящей войны» дело так и не дойдет, поскольку ни Киеву, ни ЕС, ни тем более России она по своей сути не нужна. А пожелания её американских идеологов идут вразрез с интересами её потенциальных участников.
4. Ну и конечно, лучше от такого решения, никому не стало. Оно явно не будет способствовать прекращению развивающегося кризиса как на юго-востоке Украины, так и в формате взаимоотношений Россия — США, и Россия — страны ЕС.
Поэтому, впадать в панику по поводу такого решения украинских парламентариев, наверное, не стоит. Воевать по-настоящему никто не желает. И наверняка не будет.