Два последних дня (с момента последней сводки) прошли в обоюдных активных действиях. ВСН (вооруженные силы Новороссии) по большей части фронта прощупывали позиции ВСУ (вооруженных сил Украины) на предмет поиска уязвимых мест для нанесения главного удара. Одновременно с этим задачей таких атак, которые производились практически по всему фронту, является сковывание резервов ВСУ на второстепенных участках.
Перед началом активной фазы боев (начало января) ВСУ успели создать до 10-12 БТГ (батальонных тактических групп) оперативных и стратегических резервов. В ходе начавшейся активности на фронте — наступательных действий войск ВСН в районе Донецка, Горловки, Дебальцево, «Бахмутки» (трасса Лисичанск — Луганск), Счастье, Гранитное, Мариуполь, было «израсходовано» до 8-10 БТГ резервов ВСУ. Это позволило хунте на некоторых направлениях остановить продвижение ВСН, а в некоторых случаях и провести контратаки («Бахмутка», Пески, Еленовка). Вместе с тем основные резервы ВСН пока только проходят этап сосредоточения и производят постоянные маневрирования с целью избежать поражения артиллерийским огнем противника.
Артиллерии хотел бы уделить особое внимание. Позиционная война подразумевает особую роль этого вида сухопутных войск. До 80% потерь сторон — это потери от артиллерийского огня. Та сторона, которая добьется превосходства в артиллерийских дуэлях, в конечном итоге выиграет все сражение. Количество «стволов», выучка личного состава, технические системы управления и наведения, количество и качество боеприпасов — все это вместе составляющие победы или поражения. У ВСУ со всеми компонентами проблемы. Это уже показали первые результаты боев. Именно огневое поражение, которое нанесла артиллерия ВСН, стало ключом победы ополчения в донецком аэропорту. Благодаря артиллерии удалось потеснить войска ВСУ в районе трассы «Бахмутка». Причем противник отмечает слаженную и умелую работу артиллерийских расчетов ВСН, относя их к контрактникам РФ (высшая похвала из уст солдат ВСУ).
Несколько слов о контратаках хунты. О чем это говорит. О том, что здравый смысл у их генералов все таки присутствует и они понимают, что стояние в обороне при превосходстве ВСН в артиллерии для ВСУ является самоубийственным. Отсюда и атаки. По сути ВСН само провоцирует противника на активность. Заставив подтянуть к фронту мобильные резервы и подвергая их постоянному артиллерийскому огню, они не оставили врагу выбора. ВСУ должно или отступить, что неприемлемо по политическим причинам, или стоять и ждать пока их уничтожат бесконечными обстрелами, или идти в контратаку с хоть какими-то шансами на успех, что они и делают. Пока с переменным успехом. Лично я ожидал такого развития событий, потому как я, в отличие от многих пишущих на эту тему, не считаю генералов ВСУ идиотами. Они все правильно прикинули и действуют, исходя из сложившейся обстановки. То, что это не спасет ВСУ для меня очевидно, но это в любом случае оттянет решающий успех ВСН. Введенные в бой резервы позволят удержать хунте ситуацию еще дней до трех (в случае, если за это время интенсивность боев не увеличится). Затем они иссякнут и придет время для новой активности ВСН, которую скорее всего уже отразить будет нечем. Пока же мы видим встречные бои в районах Еленовки, Марьинки, «Бахмутки».
В то же время появляются признаки дезорганизации общего управления войсками ВСУ. Вот что пишет главный редактор «Цензор.нет» Юрий Бутусов в своем ФБ (между патриотическим «бредом»), считаю, что ЭТО ПОЗИТИВ:
«Украинская армия превратилась в вооруженный Майдан. В отсутствие компетентного управления каждая воинская часть живет своей жизнью. Ключевыми фигурами в украинской армии и нацгвардии являются ротные и батальонные командиры. От их личных качеств полностью зависит ход боевых действий на конкретном участке фронта. Там, где командир инициативен и самостоятелен, там неадекватное командование не может помешать эффективному выполнению боевых задач и боевой подготовке. Там, где хорошего командира нет — уровень боеспособности подразделения условный и зависит от разных факторов».
Проблема ВСУ состоит еще и в том, что боевая выучка и «благонадежность» частей очень разная. Поэтому хунта вынуждена прибегать к тактике заградительных отрядов (замечено в районе Дебальцево, где для ВСУ сложилась самая сложная ситуация). Это, а также подброшенные значительные подкрепления, стабилизировало на некоторое время фронт в районе дебальцевского выступа, горлышко которого пока сужается, но медленно. Ключевой пункт с. Троицкое пока находится под ВСУ, хотя позавчера был опасный для хунты момент, когда контроль над селом мог быть ими потерян. С другой стороны (юго-западной) ВСН смог оттеснить войска хунты и теперь трасса Артемовск – Дебальцево находится хоть и не под контролем, но под обстрелом артиллерии ВСН (когда нет тумана). Реальная угроза окружения под Дебальцево уже возникла, и оно вполне реально, если ВСН бросит в бой свои основные резервы.
Для понимания. Дебальцевский выступ для ВСУ является тактической мышеловкой. Разместить мощные артиллерийские системы внутри полукотла хунта не может. Радиуса действия дальнобойной артиллерии ВСУ, расположенной за пределами выступа, для поддержки войск не хватит. А значит, какие бы резервы руководство АТО не загнало внутрь, они рано или поздно будут уничтожены артиллерией ВСН, которая на этом участке просто всеподавляющая. Единственный вариант это АТАКА. Самоубийственная, в данном случае. Но это шанс нанести ополченцам ощутимые потери и попытаться притянуть на себя резервы, подготовленные ВСН для наступления.
В районе Донецка ВСУ сосредоточили мощные резервы (до 5 БТГ), что позволило им перейти в контрнаступление в районе Пески и потеснить тут части ВСН. Одновременно западнее и юго-западнее города идут маневренные бои (пока местного значения).
Горловка. Основная головная боль ВСУ. Собранные здесь крупные резервы ВСН, которые могут атаковать в трех направлениях рано или поздно скажут свое веское слово, а пока они ждут. Ждут своего часа, который пока еще не настал.
Мариуполь, безусловно может стать главным призом зимних боев. Но об этом говорить пока рано (хотя источники из ВСУ пишут о значительном усилении группировки ВСН на этом направлении). Главный удар должен быть в обход (Докучаевск-Гранитное), а не в лоб. Но всему свое время.
В районе г. Счастье и Станицы-Луганской ВСН периодически производят обстрелы и атаки. Пока без особых успехов.
Несколько слов о потерях. С начала активных действий и по 21 января по моим подсчетам хунта потеряла до 1800 человек, из которых убитыми до 400-500. За последнюю неделю, судя по количеству раненых доставленных в Днепропетровск (220 человек), будет еще до 2000 человек, из которых 500-600 убитых. Большая часть убитых, пока находится в зоне боев и не может быть вывезена и похоронена.
Например, в аэропорту из-под завалов продолжают извлекать останки украинских солдат. Уже вытащили до 100 человек. И это еще далеко не конец.
Потери ВСН мне подсчитать сложнее, так как нет открытых источников, а военную тайну ВСН хранит намного лучше ВСУ. Но по накалу боев и характеру проведенных операций можно предположить значительные потери и по другую сторону фронта. Не менее 200-300 убитых и не менее 1000 раненых.
Потери мирных граждан считать проще всего (их обычно никто никогда не скрывает). По заявлениям представителя ДНР Э. Басурина:
«Количество погибших мирных жителей в ДНР исчисляется сотнями».
Только ТРИ одномоментные провокации (Волноваха, Боссе, Мариуполь) забрали жизни более 50 мирных жителей. А ведь это только за ТРИ роковые минуты. Многонедельные обстрелы Горловки, Донецка и других городов ДНР ежедневно дополняют этот скорбный список.
П.С. Судя по событиям на фронте за последние несколько дней, можно сделать вывод, что резервы ВСУ подходят к концу. Как только это произойдет (при продолжении натиска ВСН) у ВСУ начнутся проблемы, которые очень быстро могут превратиться в катастрофу «иловайского» масштаба.