Запад дает Киеву слишком мало денег, и это ему еще аукнется. Такова суть статьи, которую опубликовал на днях в американской The Washington Post глава администрации президента Украины Борис Ложкин.
Необходимость западной помощи Украине подается автором даже не как просьба, а как жесткое требование. А кое-где чиновник прибегает к прямому шантажу. В частности, Ложкин пишет (цитата по РИА Новости), что «Украина получила несравнимо меньше поддержки», чем Ирак, хотя ей «пришлось преодолевать в два раза больше препятствий на пути к демократии».
Глава президентской администрации очень сокрушается по поводу того, что Украина, которая встала на путь радикальных реформ, «по-прежнему находится в самом конце списка финансовой помощи МВФ, ЕС и США». Ложкин призывает Запад всю энергию и ресурсы направить на помощь Украине для собственного же благополучия.
И мотивирует инвесторов раскошелиться: «Военная помощь поможет сделать Украину безопасным блоком – постом западного мира, а финансовая и политическая поддержка дадут расцвести рынку в стране, где проживает 40 миллионов человек».
Статья украинского чиновника во многом перекликается с недавним выступлением Джорджа Сороса в Давосе, где американский финансист поднял тему политического кризиса вокруг Украины, который, с его точки зрения, представляет серьезную опасность для всей Европы.
Ликвидация этих рисков (если следовать рекомендациям Сороса) будет стоить Европе и США 15 млрд. долларов дополнительных вливаний. Но спасут ли собранные «с миру по нитке» средства Украину от полного экономического краха? Ведь для той же Грецию (с населением в 10 млн. человек), например, «услуги» международных финансовых институтов в объеме почти 300 млрд. долларов обернулись только кредитным рабством, а не возрождением экономики.
— Год назад я читал интервью теперь уже экс-министра (тогда еще действующего) иностранных дел Швеции Карла Бильдта, который проговорился, что в самой Европе речь никогда не шла о каких-то особых взаимоотношениях Украины и ЕС, — вспоминает преподаватель Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, экономист Владислав Гинько. – И тем более о том, чтобы Украина могла стать членом Евросоюза. Это уже позже он уточнил свою позицию, сказав, что Украина может стать членом ЕС только через несколько десятков лет. Что, в общем-то, равнозначно. И это, можно сказать, общее мнение.
Европа испытывает своего рода разочарование Украиной. Что ясно дал понять в Давосе бывший глава Еврокомиссии Баррозу, который на закрытом украинском завтраке сказал, что Киев не проводит реформ, а давать деньги просто так Европа не готова.
С другой стороны, если бы даже и дали… Достаточно вспомнить греческий опыт – 240 млрд. евро кредитов за пять лет. Они привели к тому, что ВВП страны за эти годы рухнул на 25%. И государственные расходы по социальным направлениям сократились на 60-80%, т.е. многие услуги, в том числе медицинские оказались недоступными для большинства жителей Греции. Там высокая безработица. Как известно, официально она составляет 27%, но в реальности с занятостью все гораздо хуже.
— Тем не менее, власти Украины хотели бы получить больше денег. И США здесь их поддерживают, в лице Сороса, в частности…
— На мой взгляд, Соединенным Штатам очень хотелось бы, чтобы Украину спонсировали Россия и Европа – вот дело в чем. Но по понятным причинам, именно исходя из позиции Киева, это практически сделать невозможно, то есть, взаимодействовать в деловом режиме.
Ситуация повторяется в точности, как после смены власти в Ливии и Египте, когда под благими лозунгами о демократии и свободе государства превращались в хаос. Практически нет ни одной страны, где по рекомендациям из-за океана переустройство жизни приводило к какому-то положительному результату.
Денег не дают, потому что не видят прозрачного бюджета. Более того, в его структуре расходы на госуправление, оказывается, значительно выросли по сравнению с теми же расходами, которые были при Януковиче. Это идет вразрез с идеями кредиторов, которые требуют придерживаться жесткой бюджетной экономии.
— То есть, значительной финансовой помощи Киеву никто на Западе оказывать не собирается?
— Вот именно. Какая-то масштабная помощь могла бы пойти, если бы в Киеве занимались экономикой. Но мы не видим вообще никаких экономических изменений. Одна политика и популистские лозунги. А под лозунги такие деньги не дают.
К слову, как большое достижение нынешнего режима преподнесли украинские СМИ подписание декларации о предоставлении Киеву кредитных гарантий правительства США на 3 млрд. долларов. Поставив свою подпись под документом, министр финансов США Джейкоб Лью назвал нынешнее правительство Украины «наиболее реформаторским за всю историю страны», которое, по его мнению, делает правильные «шаги по преодолению коррупции, улучшению бизнес-климата и защите наиболее уязвимых слоев населения».
И это при том, что на самом деле забота о малоимущих украинцах со стороны новой власти больше похожа на их истребление. Да и остальные категории населения вряд ли в восторге от того, что налоги подняли в разы, цены в магазинах растут, а коммуналка уже покоряет заоблачные высоты.
— Американский министр говорит абсолютно искренне, — считает украинский политолог Сергей Слободчук. – Здесь надо понимать, что он оценивает нынешнюю ситуацию на Украине с позиции США и американских интересов. Уместно вспомнить один эпизод из «восьмидесятых», когда на какой-то международный саммит прилетел диктатор Заира (сейчас это Демократическая республика Конго – ред.) Мапуту, который, мягко говоря, был очень далек от принципов демократии, поскольку отличался зверствами. Тогда кто-то из западных политиков спросил Буша-старшего, зачем, мол, «этого зверя» пригласили? Тот обнял Мапуту и сказал: «Это наш самый дорогой друг».
Мапуту столько кредитов набрал у МВФ, что экономику пришлось отдать во внешнее управление – качали алмазы и другие полезные ископаемые из этого Заира тридцать с лишним лет. Конечно, это «дорогой друг».
А что касается коррупции, то тогда в Заире брали все. Уже потом, когда Мапуту свергли, какой-то журналист сказал, что теперь люди, наконец, начали есть три раза в день.
— Вам видится здесь параллель с Украиной?
— В определенном смысле – да. Нынешняя администрация Украины частично состоит из граждан других государств – это уже всем известно. А что означает, когда часть министров является иностранцами? Это означает, что страна находится под внешним управлением. Но даже диктатор Мапуту, который очень увлекся экономикой МВФ и набрал рекордное количество кредитов, не держал на официальных должностях иностранных граждан.
На Украине же сотрудники МВФ и правящих органов США могут теперь напрямую звонить украинским министрам (которые на самом деле их ставленники) и отдавать указания. Естественно, с точки зрения интересов международного кредитного капитала. Их главная задача, кстати, набрать кредитов, продать то, что еще можно продать на Украине и все – можно уезжать. Отдавать-то долги все равно будут следующие поколения украинцев. Обратите внимание на профессиональный состав нынешних министров. Меня, например, очень смущает, что значительная часть их – это сотрудники инвестиционных компаний.
— Почему смущает?
— Это означает, что они имеют международные контакты, знают, что на Украине может приносить деньги в будущем, что нужно покупать, во что вкладываться. Что является конкурентным для западного бизнеса, какие заводы можно купить, распилить на металл, закрыть и т.д.
По факту они будут проводить здесь линию МВФ – т.е. обеспечивать, чтобы приходило как можно больше западных кредитов.
— Но Греции эти кредиты счастья не принесли…
— Я думаю, что здесь задача не ставится – привести к чему-то, в плане осязаемых достижений. Для МВФ это в первую очередь бизнес. Бизнес, который позволяет навязывать кредиты, устанавливать ставку, получать проценты и под этим предлогом еще решать политические задачи.
— Забота о людях – это дело десятое?
— Яркий пример – судьба этой несчастной Демократической республики Конго, которая до сих пор является одним из самых бедных государств Африки, несмотря на то, что там сконцентрировано огромное количество очень ценных природных ископаемых. Но уровень жизни там и сейчас чуть выше, чем при Мапуту. Десятки лет они уже живут в полной нищете, а были рекордсменами по кредитам МВФ. Теперь отдают эти кредиты, и долго еще будут отдавать…
Выгодный ли это бизнес для МВФ? Конечно выгодный. Плюс здесь еще политическая составляющая. Потому что периодически можно говорить о реструктуризации кредитов, можно требовать эти кредиты вернуть…и т.д.
То есть, это «крючок» такой политический, который будет держать любую администрацию.
И Украину также буду держать. Эти министры-иностранцы, которых набрал Порошенко, являются, скажем, так, операторами по использованию этих кредитов. А несколько поколений украинцев будут расплачиваться за эти кредиты и за проценты по ним.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня