«Нафтогаз Украины» обратился в Арбитражный суд Стокгольма с иском о пересмотре задним числом тарифов по транзитному контракту с «Газпромом». Киев утверждает, будто российский концерн должен ему 6,2 миллиарда долларов. Суд приступит к рассмотрению этого иска в 2016 году.
Опрошенные «СП» эксперты полагают, что Киев денег не увидит. А вот новый кризис с поставками топлива на Украину и в Евросоюз возможен уже этой зимой…
3,2 миллиарда долларов «Нафтогаз» потребовал в качестве компенсации за недостаточные, по мнению украинской компании, объемы топлива, предоставленные Россией для транзита в 2009-2013 годах. Действительно, по итогам 2014 года транзит «голубого топлива» через территорию Украины снизился на треть — до 62,2 миллиарда кубометров. Киев потерял из-за этого около миллиарда долларов. Кроме того, представители предприятия просят признать, что некоторые положения договора могут быть пересмотрены в соответствии с энергетическим и антимонопольным законодательством Украины и ЕС.
Напомню: Россия, между тем, в ближайшем будущем планирует вообще отказаться от перекачки газа через Украину. А именно — с 2019 года. Глава «Газпрома» Алексей Миллер уже заявил, что проект «Турецкий поток» станет единственным маршрутом, по которому в Европу может быть поставлено российское топливо, пока идущее через украинскую территорию.
— Иск украинской стороны не имеет под собой юридических оснований, поскольку контракт «Газпрома» с «Нафтогазом» не предусматривает никаких жестких обязательств по прокачке каких-то минимальных объемов, — отметил заместитель генерального директора Фонда «Национальная энергетическая безопасность» Алексей Гривач. — То, что Арбитраж принял иск, пока не говорит ни о чем. Он принимает все иски, которые соответствуют формальным критериям. Теперь должно пройти около полутора лет до начала рассмотрения иска по существу. Плюс — еще несколько лет до вынесения решения по делу.
— И все это время «Нафтогаз» может не платить долги российскому монополисту, ссылаясь на то, что и ему должны?
— Транзитный договор и договор о поставке газа на Украину оформлены отдельными документами. Поэтому сложно поднимать вопрос о взаимозачете. Да и сейчас весь газ поставляется только по предоплате, так что получить новые объемы в счет вменяемой нам задолженности не выйдет. Можно только тянуть время с оплатой тех 2,3 миллиарда долларов, которые украинская сторона уже нам должна за ранее поставленный газ. С учетом штрафов это уже 3,2 млрд долларов, которые Киев оспаривает. Смысл подачи иска может быть в этом.
Кроме того, у властей «незалежной» есть политическая задача: говорить своим гражданам о своей активной борьбе с Москвой, с «Газпромом», обещать урегулирование внутренних финансовых проблем, когда из России деньги выбьют… Но пересмотреть положения контракта задним числом практически нереально. Договор подписан Киевом без какого-либо давления, действовал на протяжении пяти лет и является нормальным международно-правовым инструментом.
Гораздо вероятнее, что этот договор будет попросту расторгнут, что приведет к немедленным транзитным рискам. Ведь подписывать новый контракт на невыгодных условиях мы не будем.
— Формирует ли это уже сейчас какие-то риски для транзита газа в Европу? Ведь самые морозные месяцы зимы еще впереди?
— Киев уже поднял довольно много газа из своих подземных хранилищ. Оставшихся у него запасов может оказаться недостаточно уже в феврале, особенно если месяц будет холодным. Велика вероятность, что ради удовлетворения собственных потребностей на «незалежной» начнут несанкционированный отбор газа, предназначенного для стран Евросоюза.
Теплая погода в январе до некоторой степени смягчила эти риски, но они остались.
— Насколько я помню этот транзитный договор, в нем заложен принцип: чем больше прокачивается газа по транзиту, тем меньше стоит прокачка каждой тысячи кубометров. Но в цифрах этот принцип прописан не очень жестко. В свою очередь, в договоре говорится, что «Нафтогаз» обязан выбирать некий минимальный объем газа. А если не выбирает — все равно за него платит. По факту «Нафтогаз» не выбирал заявленные объемы, так что и с него много причитается. Поэтому в этой сложной, многоуровневой системе отношений одно за другое цепляется. Разбираться придется очень долго, — говорит гендиректор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.
— Действительно, «Газпром» также подал в Стокгольмский арбитраж встречный иск, в котором требует более 10 миллиарда долларов с «Нафтогаза» за невыборку объемов по договору поставки, что фактически приравнивается к срыву контракта. Долгие годы мы это Киеву прощали. Но в нынешних условиях Россия решила ответить встречным иском. Требования по нему заведомо перекрывают требования Киева, — поясняет начальник аналитического управления Фонда «Национальная энергетическая безопасность» Александр Пасечник.
— Да, Стокгольмский арбитраж может быть ангажирован. Но не настолько, чтобы явно встать на чью-либо сторону. А в целом позиции «Газпрома» более сильны хотя бы потому, что его сумма претензий намного выше. Киев это прекрасно понимает, поэтому платежи с его стороны все-таки идут. Что, по умолчанию, является признанием задолженности.
Кроме того, зимний сезон заканчивается 31 марта этого года, когда скидки на поставку газа для Украины заканчиваются. Начинается новый сезон поставок, в котором Россия намерена занять бескомпромиссную позицию по ценам. Никаких скидок для Украины уже точно не будет. И, если Киев не захочет находить общий язык, все с нашей стороны будет очень жестко!
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня