С неожиданным заявлением выступил Газпром: газ в объеме 15,75 миллиарда кубометров в год по первой нитке нового газопровода в Турцию будет полностью направлен на турецкий рынок до конца 2016 года. Неожиданность связана с тем, что до сих пор считалось, что «Турецкий поток» мощностью 63 миллиарда кубометров газа — это сложный проект, требующий множества согласований, в том числе и политических, не говоря уже о технических расчетах. Да и строительство его предполагает немало сил и времени.
Но Газпром обманул все ожидания. В ходе встречи в Анкаре главы Газпрома Алексея Миллера и министра энергетики и природных ресурсов Турции Танера Йылдыза достигнуто соглашение о разделении «Турецкого потока» на четыре нитки. И первая нитка мощностью 15,75 миллиарда кубометров газа в год придет в Турцию уже в декабре 2016 года.
Газопровод пройдет 660 км в старом коридоре «Южного потока» и 250 км в новом коридоре в направлении европейской части Турции. Морскую часть проекта «Газпром» осуществит самостоятельно, а мощности в Турции построят объединившись с местными компаниями. Доли участия сторон в проекте пока не определены. Уполномоченной компанией с турецкой стороны назначена Botas. Теперь предстоит анализ вариантов маршрута по территории Турции, определение точки выхода из моря, точки сдачи газа для потребителей Турции и точки пересечения турецко-греческой границы.
Стороны договорились выйти на подписание межправительственного соглашения по газопроводу во II квартале текущего года, а первый газ подать на территорию Турции в декабре 2016 г. И этот срок Миллер считает вполне реальным. При этом мощности первой нитки газопровода, 15,75 миллиарда кубометров будут полностью направлены на турецкий рынок.
Таким образом, российский газ поступит на турецкий рынок на год раньше азербайджанского, хотя до сих пор это считалось невозможным. Первая нитка «Турецкого потока», для прокладки которой требуется только двустороннее соглашение между Москвой и Анкарой, уже, можно сказать, есть. Остаются только технические вопросы, для решения которых Газпром уже ни перед чем не остановится.
По существу, и Анкара в данном случае подставила Азербайджан. Теперь проясняется и тайный смысл заявления Танера Йылдыза о том, что после определения маршрута газопровода «Турецкий поток» между ним и проектом Трансанатолийского газопровода (TANAP) началась здоровая конкуренция. А ведь ранее Йылдыз утверждал, что «Турецкий поток» не станет конкурентом TANAP.
Да, декабрьское объявление Путина о том, что «Южный поток» закрывается и теперь Россия намерена поставлять газ в Европу через Турцию и продавать в газовом хабе на границе Турции и Греции, «произвело эффект разорвавшейся бомбы». Первоначально турецкая реакция была довольно спокойная — подписала протокол о намерениях, она может это сделать, но есть сложности с конкурирующими проектами. Цены Россия чуть сбавила, но неизвестно, как отреагируют на это Брюссель и Вашингтон. С другой стороны, отношения Турции и России не ограничиваются газовой сделкой. Это часть пакетной сделки — в оборонной области, строительстве, других отраслях. Энергетика — это ее часть. А у Турции большие амбиции, она хочет быть не транзитной страной, а именно хабом по продаже.
В то же время, судя по спокойной реакции Баку, для него этот вопрос не был таким уж неожиданным. Видимо, стороны обсудили это в рамках недавнего визита президента Ильхама Алиева в Турцию. Более того, по словам председателя Международного энергетического экономического объединения Гюркана Кумбароглу, Азербайджан и Турция планируют создать мощный энергосоюз. И этот энергосоюз, который объединит 18 стран, возглавят Азербайджан и Турция.
Но в любом случае Россия, если не произойдет ничего непредвиденного, сегодня переиграла все стороны азербайджанского газового проекта, в том числе и Евросоюз. Пока азербайджанский газ поступит в Турцию, рынок этой страны будет получать уже около 35 миллиардов кубометров российского газа, поступившего по дну Черного моря. И вряд ли тогда Турции понадобятся несколько миллиардов кубометров азербайджанского газа, которые по обязательствам должны быть переданы турецкой стороне. А если Газпром такими же темпами добьется возведения хаба на турецко-греческой границе, то и в Европу российский газ сможет поступить раньше азербайджанского. А у первого поставщика шансов всегда больше.