Александр Лукашенко не исключает выхода Белоруссии из Евразийского союза, если он не будет равноправным. Такое заявление белорусский лидер сделал на фоне анонсированного приезда в страну миссии МВФ. Лукашенко надеется получить от фонда денег на реструктуризацию долгов.
Белоруссия будет содействовать укреплению ЕАЭС, созданию равноправного союза, заявил в четверг президент Александр Лукашенко на пресс-конференции с в Минске. Но напомнил, что его страна подписала договор о Евразийском союзе с оговоркой.
«Суть ее заключается в том, что, если договоренности, которых мы достигли, будут соблюдаться, мы будем свято исполнять все, что касается ЕАЭС. Если не будут соблюдаться, мы оставляем за собой право вплоть до выхода из этого союза», — цитирует Лукашенко информагентство «Белта».
Кроме того, белорусскому президенту не нравится, что между Россией и Белоруссией, а также между Россией и Казахстаном идут торговые войны, а этого в едином союзе быть не должно.
«Эти войны, как вы их называете в СМИ: молочные, мясные, конфетные… Этого быть не должно, как это происходило совсем недавно, и мне приходилось на высоких тонах решать этот вопрос», — сказал президент.
Взаимоотношения России и Белоруссии осложнились в очередной раз, когда западные страны ввели санкции против Москвы, а та ответила установлением эмбарго на импорт продовольствия из ЕС. А потом уличила Минск в реэкспорте запрещенных к ввозу товаров. Но Лукашенко категорически отверг эти обвинения, при этом подчеркивая, что Белоруссия не имеет отношения к российским санкциям и не будет подстраиваться под союзника. Аналогичной позиции придерживается и Казахстан.
На пресс-конференции в Минске Лукашенко заявил, что партнерам по ЕАЭС нужно искать компромиссы и сохранять единство.
Без экономических связей с Россией Белоруссия не выживет, признал он.
Благодаря тесной интеграции страна получает сейчас российский газ по $134 за 1 тыс. куб. м, в то время как Украина — почти по $400. При этом белорусский лидер в конце прошлого года поставил перед правительством республики задачу торговать с Россией не за рубли, а за доллары, так как Минск платит за энергоносители именно в американской валюте.
Лукашенко прокомментировал также возможность получения прямой финансовой помощи белорусской экономике со стороны России. «Какая помощь? Нам бы хотелось взять больше кредитов», — отметил он, добавив, что всегда рассчитывает на своего российского коллегу. «Россия подставит плечо — я процитировал Путина», — сказал он.
Белоруссия неоднократно получала кредиты от России. Антикризисный фонд ЕврАзЭС в июне 2011 года принял решение о выделении Минску стабилизационного кредита в размере $3 млрд, из них республика уже получила пять траншей на $2,56 млрд. А в 2014-м российский банк ВТБ одобрил предоставление и поэтапную выдачу Белоруссии кредита на общую сумму до $2 млрд на пополнение золотовалютных резервов.
С 1 января 2015 года начал функционировать Евразийский экономический союз в составе России, Казахстана и Белоруссии. С 2 января членом ЕАЭС стала Армения, о намерении участвовать в ЕАЭС заявила Киргизия.
Но Лукашенко не готов делать ставку исключительно на Россию и Евразийский союз и рассчитывает развивать экономические связи с Европой. По его словам, Белоруссия в настоящее время «больше торгует с Западом, чем с Россией». На долю России приходится только 42% белорусского внешнеторгового оборота.
Предостережение о возможном развале Евразийского союза прозвучало на фоне заявления Лукашенко о том, что он рассчитывает на финансовую помощь от МВФ.
Миссия Международного валютного фонда будет работать в Минске в марте этого года, сообщил в четверг минфин республики. Причем Белоруссия исполнит свои обязательства по выплате внешнего госдолга, взятого ранее, на эти цели в бюджете предусмотрено $4 млрд, уточнил Лукашенко. Часть платежей ($170–200 млн) будет проведена уже в январе.
«Мы хотели бы рефинансировать наш внешний долг, и мне доложили, что некоторые держатели наших облигаций волнуются по этому поводу», — сказал Лукашенко, добавив, что поводов для беспокойства быть не должно. По его словам, Белоруссия вовсе не находится в преддефолтном состоянии, страна и дальше планирует осуществлять займы на внешнем рынке.
Белоруссия крайне нуждается в деньгах: ее золотовалютные резервы, рассчитанные по методологии МВФ, сократились в 2014 году почти на $1,6 млрд (только в декабре — на $761 млн) и составили на 1 января 2015 года $5 млрд.
В 2009–2010 годах Белоруссия реализовала программу МВФ stand-by (получение льготного кредитования в обмен на проведение структурных реформ, необходимых для финансовой стабилизации) в объеме $3,5 млрд. Большая часть обязательств по кредиту выполнена, уверяют минские власти.
Ранее в МВФ заявляли, что готовы вновь выделить Белоруссии деньги при условии, что в стране будут проведены масштабные экономические реформы. Глава миссии МВФ в Минске Дэвид Хофман сообщал, что правительство республики попросило у МВФ новый кредит, но конкретная сумма не называлась.
О серьезности намерения Белоруссии получить у фонда очередной заем свидетельствует заявление минфина страны о том, что в феврале будут обнародованы уточненная правительственная программа социально-экономического развития, новые параметры бюджета и макроэкономические показатели. Министерство даже готовится к выпуску белорусских еврооблигаций, но заявляет, что будет действовать исходя из ситуации на рынке ценных бумаг, а сейчас она неблагоприятная.
Лукашенко традиционно изображает многовекторность в своей внешней политике, полагая, что это приносит выгоду его стране, отмечает Владимир Брутер, эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований.
«Страшилка о выходе из Евразийского союза и одновременная попытка занять денег на Западе, у МВФ — традиционный пример лукашенковской политики лавирования. И ключевой повод здесь кризисная ситуация в России. Лукашенко уверен, что в ситуации кризиса и изоляции Москва не захочет лишиться своего верного союзника и даст больше денег, чем обычно», — говорит Брутер.
Но российские власти привыкли к эскападам белорусского лидера и на существенные уступки, скорее всего, не пойдут. «Кремль понимает, что заигрывание с Западом и с Россией укрепляет власть Лукашенко, остающегося, несмотря на резкие заявления и шарахания то на восток, то на запад, верным партнером. Западу Лукашенко в любом случае не нужен», — говорит эксперт.
Сам Лукашенко отвергает претензии в заигрывании с Западом в ущерб Евразийскому союзу.
«Где вы видели, чтобы я шарахался? Только в средствах массовой информации: «Вот в России трудно — теперь Лукашенко заигрывает с Западом». Дайте факты, где я заигрываю с Западом? — сказал Лукашенко во время пресс-конференции. — Это кому-то хочется, чтобы мы шарахались, чтобы нас где-то придушить, придавить. И больше всего мы это слышим со стороны России».