В Мире

Тихоокеанский фронт Донбасса

Китай наращивает свой военный потенциал и омолаживает правящую компартию потому, что готовится к большой войне. К таким выводам пришел бывший начальник разведки Тихоокеанского флота США Джеймс Фанелл. Пока, по мнению профессионального разведчика, Китай не готов начинать боевые действия, однако они не исключены в будущем. «Но давайте не будем обманывать себя. Последние 15 лет мы видели доказательства того, что Пекин готовится к применению военной силы», – заключил Фанелл.

Действительно, еще в 2012 году Пекин стал говорить о спорных с Японией островах Сенкаку в резком тоне, а его боевые корабли начали постоянно курсировать вблизи архипелага. Чтобы ни у кого не возникло сомнений в серьезности заявлений Поднебесной, вблизи существующих островов китайцы начали возводить искусственный остров. Да такой, чтобы на нем можно было разместить полноценный порт и аэродром.

На 3 сентября в Пекине намечен большой военный парад в ознаменование окончания Второй мировой войны. Интересно, что ранее в Китае подобные мероприятия проводились только по случаю годовщины образования Китайской Народной Республики, да и то нерегулярно. Как подчеркивает государственное информационное агентство «Синьхуа», парад будет посвящен, в том числе, и «победе над японской армией». Китайские издания при этом пишут, что на вооружении войск Поднебесной много техники российского производства, а одним из первых приглашение на парад получит Владимир Путин.
Но такая активность Пекина не остается незамеченной и другими державами. В 2015 году береговая охрана Японии попросила об увеличении своего военного бюджета вдвое. Наращивают военное присутствие в регионе и США. Недавно Барак Обама даже заявил, что Америка готова прийти на помощь Японии, если ситуация вокруг островов Сенкаку станет критической.

Как возможный вооруженный конфликт в акватории Тихого океана может затронуть Россию? Как минимизировать возможные потери от него?

Доцент кафедры политологии и социологии РЭУ им. Плеханова военный эксперт Александр Перенджиев считает, что в Москве уже начали готовиться к опасному обороту событий:

– В китайском руководстве давно сложилось два лагеря сторонников разных военно-политических концепций развития страны. Первая заключается в том, чтобы «тихой сапой» расширять влияние Китая, использовать противоречия между другими государствами, но не вмешиваться ни в какие открытые противостояния.

Вторая гласит, что хватит сидеть тихо, у Китая есть возможности достичь своих целей не только при помощи «мягкой» силы, но и использованием всей боевой мощи. Если вторая точка зрения будет побеждать, то мы увидим активизацию Китая. В том числе — на фоне споров с Японией по поводу островов Сенкаку.

Сейчас к власти в КНР приходит молодое поколение. Оно чувствует силу, меньше слушает старших наставников. Тем более, «китайский дракон» видит ослабление Америки. Появляется уверенность в возможности более громко заявлять о Китае, как о серьезной военно-политической силе.

– США, Япония тоже наращивают свою мощь.

– Американцы всё чаще проводят учения вблизи КНР. Под предлогом предотвращения угрозы со стороны Северной Кореи. Но речь идет не о КНДР, а именно о Китае, хотя об этом вслух не говорят. Отрабатывают именно план действий против Китая. Китайцы прекрасно это понимают, для них это не секрет.

– Что может стать поводом для большой войны в регионе?

– «Спусковым крючком» может стать что угодно. Например, территориальные споры. Может просто где-то произойти столкновение, так как количество военных сил в регионе постоянно растет. И не обязательно какое-то случайное событие, конфликт способен развиться в результате целенаправленной политики. Как США, так и Китая.

– Какие страны рискнут подключиться к конфликту?

– Вряд ли конфликт окажется региональным, если столкнутся две крупные державы, претендующие на мировое лидерство. США будут подтягивать своих союзников. И не только в тихоокеанском регионе, но и в Европе. Китай будет обращаться к России с требованием определить свою позицию. Может быть втянута и Латинская Америка.

Но хочу подчеркнуть, что такой конфликт не произойдет в этом или следующем году. Однако в перспективе такое развитие ситуации возможно.

– Какова может быть роль России в тихоокеанском противостоянии?

– Любой вооруженный конфликт вблизи наших границ — всегда угроза. Тем более, что Китай и США обладают ядерным оружием. Нам важно, чтобы под предлогом войны против Китая США не начали переносить конфликт в сторону России. Поэтому надо укреплять границу, защищать прибрежные зоны. Но не стоит вмешиваться на чьей-то стороне. Можно ограничиться политической поддержкой Китая.

– В Вашингтоне недовольны масштабными поставками российского вооружения в КНР.

– Американцы сам виноваты в этом. Они сами урезали нам рынок вооружений в Юго-Восточной Азии, в Европе. Покупателей у России стало меньше, нам невольно пришлось больше продавать Китаю. Тем более, что Пекин платежеспособен.

Наше военно-политическое руководство уже предпринимает определенные шаги. На Камчатке размещают ракетные комплексы С-400, на Курильские острова завозят боевую технику для предотвращения высадки десанта. Собственно, и «Мистрали» у Франции заказывались с целью разместить эти корабли на наших дальневосточных рубежах. «Мистрали» удобны для боев на островах.

Ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров полагает, что возможность войны в Юго-Восточной Азии напрямую зависит от исхода противостояния России и Запада на Украине:

– Во-первых, отметим, что нынешние претензии Китая вполне законны. Прежде всего речь идет о Тайване и ряде островов в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. Тут разговор не об амбициях, а о возвращении своего. Как мы вернули себе Крым, так и Китай хочет возвратить Тайвань.

И совершенно правильно. Ситуация в мире осложняется, Запад «пошел во все тяжкие» и навязывает свои правила другим странам. Основной узел мировой геополитики сейчас завязан на России и Украине. Но всего пару лет назад Вашингтон заявил, что в военном отношении для него важнее азиатско-тихоокенский регион. Это было связано именно с наращиванием мощи вооруженных сил Китая, особенно на море. Что стало беспокоить США.

Армию КНР наращивала и раньше. Но в последние годы у нее появились очень опасные вооружения. В частности, Китай купил у нас противокорабельные ракеты «Москит». Их очень сложно перехватить даже современными американскими средствами ПВО, они обеспечивают практически стопроцентную вероятность попадания в цель.

Китай активно развивает подводный флот. Тот пока несовременный, но зато большой.

КНР производит ракеты среднего радиуса действия, которые могут быть угрозой американскому флоту.

Поэтому Вашингтон и считал Китай главной угрозой. С Россией он надеялся разделаться путем тихой экспансии, отхватывая потихоньку куски постсоветского пространства, а потом и перенеся конфликты на нашу территорию. Но этот план провалился. Россия активно выступила против такой линии на Украине. В принципе, первый раз мы показали силу в 2008 году с Грузией. Но американцы урок не усвоили и продолжили свою политику. Теперь главное противоборство на Украине.

Ситуация развивается так, что нельзя исключать большой войны между Россией и НАТО. Альянс наращивает присутствие в Восточной Европе, США говорят о намерении поставлять Украине вооружения. Значит, мы будем вынуждены поставлять оружие ДНР и ЛНР.

Ситуация может дойти до состояния, когда потребуется вмешательство российских войск. НАТО встанет перед дилеммой: вмешиваться ли им? Сейчас блок говорит, что не готов открыто входить на Украину. Но этого нельзя исключать, если начнется полномасштабная война, которая затронет всю Украину.

Если начнется прямое противостояние России и НАТО, то у Китая появится уникальный шанс реализовать свои геополитические планы. Ведь все силы США будут сосредоточены в Европе. И Китай нанесет, наконец, удар по Тайваню. Потом оккупирует острова в Южно-Китайском море. Это изменит весь баланс сил на Тихом океане. Объединение экономики КНР и Тайваня будет иметь серьезные последствия. Помимо этого Тайвань даст Пекину контроль над значительными водными пространствами.

Да и вряд ли Китай будет отсиживаться в стороне от войны в Европе. Он понимает, что если Россия проиграет в этой войне, то и ему не удастся удержать позиции. Так что не исключено, что КНР выступит на стороне России против США на Тихом океане, у которых там недостаточных сил.

Аналогичным образом поступит и Иран. Он воспользуется ситуацией, чтобы раз и навсегда разобраться с Саудовской Аравией и Израилем.

В случае конфликта в Европе мировая война вспыхнет мгновенно.

– Сейчас Китай намерен впервые провести парад, посвященный окончанию Второй мировой войны и, как подчеркивают в Пекине, победе над «японскими агрессорами».

– Это отличная идея. Ведь кто-то же должен праздновать и победу над Японией. Тем более, что от японской агрессии китайцы пострадали больше всего, внесли важный вклад в общую победу во Второй мировой. Они и нам помогли, оттягивая на себя японские войска. Это хорошая идея — провести парад. Один будет у нас – в мае. Другой – в Китае, в сентябре.

– Сейчас Китай наращивает мощь для нападения или просто готовится к возможному противостоянию?

– Китай постоянно сам создает прецеденты. Вокруг спорных островов постоянно напряженность, идут переговоры с Тайванем. Надо понимать, что военная сила может использоваться по-разному. Боевые действия возникают только в случае, если всё другое не сработало. Но может быть и военное давление во время политических переговоров. Китай смотрит на развитие ситуации в мире и готовится к любому сценарию. Скажем, если начнется война в Европе, то Китай предъявит ультиматум Тайваню. Если тот не согласится, то начнутся военные действия.

В любом случае без военной силы никакой вопрос не решить. К сожалению, это у нас со времен Горбачева долго не могли уяснить.

– Не может ли привести к войне сам факт наращивания военных сил в регионе?

– Пока я не вижу такой возможности. Соотношение сил не в пользу Китая на военно-морском театре. Еще важен аспект, что КНР боится блокады торговых путей со стороны США. Потому наращивает свой ВМФ.

Американцам способны отрезать Китай от поставок энергоресурсов, от покупателей его продукции. Собственно, поэтому в Пекине и озаботились сухопутными торговыми путями. В этом плане Пекину очень важна Россия.

– Но США вряд ли хотят дождаться момента, когда Китай станет сопоставим с ними по мощи.

– Американцы не могут ударить по Китаю, потому что основные силы у них в Европе. Если будет удар по Китаю, то Россия тут же займет Украину. И, возможно, всю Восточную Европу. Мы не будем отсиживаться. Нельзя допустить разгрома Китая, так как мы окажемся в изоляции. Запад нас просто добьет.

Не обязательно вступать в войну на Дальнем Востоке, но можно оказывать военно-техническую помощь. Мы можем помочь и Ирану в Персидском заливе. Сейчас баланс сил сложился так, что США невыгодно первыми наносить удар.

– Стоит ли России смотреть со стороны на рост противоречий на Тихом океане? Или имеет смысл принимать усилия по предотвращению войны?

– Я считаю, что в первую очередь надо решить вопрос с Украиной и Приднестровьем. Для этого решительными действиями добиться свержения киевской власти. Это заставит НАТО сосредоточить крупные силы в Восточной Европе. Блоку будет уже не до Дальнего Востока. США станут разрываться между двумя театрами военных действий. Таким образом, мы высвободим силы на Востоке. Ведь США не «потянут» войну сразу против России и Китая. Чтобы сделать безопасным Дальний Восток, надо активно действовать в Европе.

Чтобы нейтрализовать Японию, можно выйти из договора о ракетах средней и меньшей дальности. Если разместить их на Сахалине и на Курильских островах, то Токио не будет смысла наращивать военную мощь против нас: мы сможем в течение нескольких минут уничтожить всю японскую инфраструктуру.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.