Как то давно беседовали с другом на тему того, почему же наша страна списывает огромные долги разным странам. Совсем недавно, в начале июля 2014 года? наш лидер Владимир Владимирович Путин посетил Кубу, в ходе этого визита была достигнута договорённость, что Россия спишет Кубе долг в размере почти 32 млрд долларов (более триллиона рублей). Это списание стало рекордным актом урегулирования задолженности перед Россией за весь постсоветский период. Предыдущий рекорд был установлен в 2008 году при списании Ираку задолженности в размере 12 миллиардов долларов (почти 400 миллиардов рублей).
Многие граждане России справедливо возмущаются, узнав о том, что наша страна списывает такие огромные суммы при том, что внутри России есть множество нерешённых проблем, требующих значительного финансирования. В этой ситуации возникает два вопроса: почему списали долги и зачем вообще давали в долг стране, которая заранее было известно, что не сможет отдать.
Первый вопрос наиболее простой из этих двух. Списывают долги совсем безнадёжным странам, где вероятности возврата долга нет, либо она стремится к нулю. При этом при списывая долги Россия делает это не просто так, а взамен на какие то договорённости и уступки со стороны страны-должника.
Второй вопрос — зачем же дают в долг странам, которые не смогут рассчитаться. Если разобраться в том как возникали долги тех или иных страны перед Россией, то можно понять, что в большинстве случаем никаких денег наша страна никому на самом деле не давала. Ну то есть давала, но деньги при этом даже не уходили из страны. Чаще всего наша страна давала другим странам кредиты на покупку вооружения, продовольствия, либо на строительство каких либо крупных промышленных или инфраструктурных объектов на территории стран получательниц кредита. Вооружение, само собой, покупалось у нашей страны, продовольствие — тоже, а строительством промышленных и инфраструктурных объектов занимались наши специалисты с поставкой нашего оборудования на эти объекты. В качестве примеров можно привести несколько атомных электростанций, построенных в различных странах. Эти страны брали кредит у России на строительство АЭС, но при этом строили эти станции наши специалисты, устанавливалось наше оборудование, то есть фактически деньги остались в нашей стране. Так же нужно учесть ещё один нюанс: после запуска АЭС, построенной Российскими специалистами, наша страна получает ещё одного постоянного покупателя российского ядерного топлива. А это гарантированный контракт на десятки лет вперёд. Гарантированный потому что в российских энергоблоках может работать только российское ядерное топливо — такова технология. В качестве примера можно взять Чехию (член НАТО с 1999 года), имеющую на своей территории АЭС «Дукованы», построенную ещё Советским Союзом. Какое то время назад специалисты этой страны, совместно со специалистами из США пытались перевести АЭС на ядерное топливо, произведённое в США, но столкнулись с нерешаемыми проблемами. От этой затеи им пришлось отказаться, решено было продолжить закупать ядерное топливо у России. Совсем недавно Россия выделила Вьетнаму кредит на строительство АЭС. Происходить это строительство будет так, как я описал выше. Деньги, которые в итоге станут долгом Вьетнама перед Россией во Вьетнам вообще не попадут, они перетекут российским предприятиям, которые будут строить АЭС. Вместе с этим у России появится на ближайшие 50 — 100 лет ещё один постоянный покупатель ядерного топлива. И при этом Вьетнам будет в должниках, а это значит что на него можно будет влиять и в определённый момент получить необходимые соглашения и уступки взамен на списание части долга. Выгодно давать безвозвратные кредиты на строительство АЭС другим странам? Очевидно — да!
Точно так же и с вооружением. Многие страны должны России именно за кредиты, полученные на покупку вооружения. Точно так же как и с АЭС деньги, выделенные по этим кредитам не поступали в эти страны, они напрямую были направлены российским предприятиям военно-промышленного комплекса. Выгода та же самая, что и с атомными электростанциями: загрузка отечественных предприятий плюс в перспективе постоянные заказы на обслуживание и модернизацию военной техники, а так же на закупку расходных материалов к этой технике (грубо говоря — патроны). Россия до сих пор получает заказы на модернизацию военной техники, проданной Советским Союзом другим странам в 70-х — 80-х годах. Выгодно давать безвозвратные кредиты на закупку российского вооружения? Да!
Примерно аналогичная ситуация и с кредитами на закупку продовольствия. Многие страны Африки должны России за кредиты взятые на покупку продовольствия. Схема аналогичная. Страны берут кредит у России, например, на закупку пшеницы, но деньги в эту страну не уходят, пшеница закупается внутри России, либо вообще продаётся из госрезерва страны (обновлять то запасы госрезерва нужно всегда). Что получает Россия: поддержку своих сельхозпроизводителей в виде дополнительного спроса на их товары, а так же страну-должника, на которую в будущем можно будет влиять в своих интересах.
На самом деле все эти безвозвратные кредиты можно считать помощью государства своим предприятиям, начиная от сельхозпроизводителей, заканчивая предприятиями военнопромышленного комплекса и науки. Это дополнительный спрос на их товары и поддержка науки. Многие недовольные упрекают нынешнюю власть именно тем, что она якобы не оказывает поддержку реальному сектору экономики, хотя на самом деле эти многомиллиардные займы другим странам это и есть не что иное, как поддержка отечественной промышленности. Государство стимулирует зарубежный спрос на нашу продукцию через безвозвратные кредиты.
2 комментария
ЭТО ПОЛИТИКА ПЕРЕТЯГИВАНИЯ ЭТИХ СТРАН НА СВОЮ СТОРОНУ ,В СОСТЯЗАНИИ С США.ВЫИГРЫВАЮТ ОТ ЭТОГО ТОЛЬКО ВТОРОСТЕПЕННЫЕ СТРАНЫ.ЭТО ПО СУТИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПЕРЕД СВОИМ НАРОДОМ ДЕЙСТВУЮШЕЙ БЕЗДАРНОЙ ВЛАСТИ.
Очень глупое объяснение: Мы даем в долг странам, загружая свое производство, затем полностью или частично списываем образовавшийся долг. По этой логике, с тем же успехом можно давать деньги своим предприятиям напрямую, а они будут перерабатывать ресурсы в мусор: производить продукцию и тут же ее утилизировать. При этом не нужно держать штат чиновников, занимающихся оформлением кредита и обслуживанием долга. Тем более что часть денег все равно украдут при выдаче кредита и при его аннулировании за откат. Я что-то не вижу подобной щедрости от западных стран в сторону слаборазвитых. Они выжимают эти страны, как лимоны — до суха. И нам нужно отстаивать свои интересы, а не интересы чиновников и других стран.