Камрад kiowa_mike вот тут вносит посильную лепту в развитие внутреннего туризма.
Это удивительным образом совпало (даже подтолкнуло) меня к тому, чтобы написать о внутреннем туризме то, что давно хотел написать. Тем более, что сейчас, как мне кажется, я получил моральное право сказать об этом: накопил достаточно богатый и разносторонний опыт поездок как по России, так и по всему миру.
При этом конкретно меня можно считать типовым туристом. Эдаким среднестатистическим, усреднённым идеалом: я в меру экстремален, в меру любознателен, у меня есть не очень большой мальчишка-сын, естественно, тоже путешествующий с двух лет и любящий это дело, мы приспособлены ко всем видам транспорта и переносим легко всё, кроме российских поездов дальнего следования, предпочитая им самолёты либо автомобиль, я не религиозен, но с пониманием отношусь к вере и охотно вижу в церквях — Храмы, а не потенциальное место под парковку или ТЦ. Не создаю кумира, не говорю «рашка-говняшка», совершенно адекватно считаю, что в России есть много красивых мест, наверняка не меньше, чем в Америке, ну и так далее.
Далее: мы не брезгливы, неприхотливы в еде, войдя в номер в гостинице не бросаемся выискивать следы плохой уборки под ободком унитаза, не нюхаем полотенца, не страдаем фобиями по этой части.
Наконец, мы достаточно богаты, чтоб много ездить и любить себя в смысле создания себе комфортных условий, а не выжимая льготные билеты и бесплатное проживание в каких-то гадюшниках-хостелах за положительный отзыв на трипэдвайзере, как это делают некоторые тревел-блогеры.
В общем, я и моё семейство, как мне кажется, если не образец то почти образец эдакого идеального туриста, с точки зрения хоть владельца отеля, хоть экскурсовода, хоть кого.
Единственные, кого мы не любим — это турагентства. От услуг этих господ отказались давно, однако (чтоб уж совсем нимб святого засиял над моей головой) объективности ради признаю, что если бы мы отдыхали в Турции или в Египте, где турагентства выкупают целые отели и чартеры оптом, с последующей продажей в мелкую розницу россиянам — выгоднее было бы обратиться к туроператору или в турагентство, чем организовывать данную поездку самостоятельно. Особенно в высокий сезон.
И вот я, «идеальный» пакс, имею вот что сказать по поводу внутреннего туризма в РФ.
Не согласен я с Майком: пиар — это последнее, чего не хватает внутреннему туризму в России. Все эти фотографии красивых храмов, видов, и тому подобного — ок. Проблема не в этом.
Проблема состоит из трёх частей.
1. Инфраструктурные проблемы.
Исток Волги, Селигер — красивейшие места. Никто не спорит. Но кто может объяснить мне, почему к святыне (исток Волги позиционируется, помимо «великая русская река» ещё и как православная святыня) ведёт почти двадцать километров неасфальтированной (и вообще грунтовой) дороги, которую, слава Богу, хоть трамбуют какой-то каталкой?!
Интернет? — нет, не слышали (причем на букинге или сайте пансионата/гостиницы вполне может быть написано, что Wi-Fi — везде. О том, что не работает, вы узнаете уже по приезду. Вы ведь не поедете в другое место из-за этого? Вот и славненько).
Чем глуше места — тем больше инфраструктурных проблем. Исток Волги — это вам не тайга или тундра с морошкой, не Нарьян-Мар и не Териберка.
Но чем больше инфраструктурных проблем, и чем более они нерешабельны — тем меньше туристов. А как вы хотели? Для тех, кто любит экстрим — существует целая планета за Уральским хребтом, и всякая тундра с тайгой, и горы, и Тибет, и масса мест, включая Северный и Южный полюса. Для них тот же исток Волги — слишком легко. А кто экстрим не любит — не готов жить в лядащем домике за бешеный прайс, без интернета, дороги, и с удобствами на улице (общими, замечу, удобствами).
Почему возле «святыни», там, куда туристов привозят автобусами — полуразвалившиеся дома, реклама кругляка и бруса…
…пустые лавки с российским флагом:
…а продают какие-то дурацкие сувениры, но совершенно невозможно купить хоть бы что-нибудь съестного, если, например, проголодались?
И таки не надо мне говорить за особую духовность российского туриста, которому жрать фаст-фуд возле святыни — грешновато, мол! Всем, кто ещё какие-то иллюзии питает насчёт духовности — советую на любом туристическом портале почитать отзывы о той или иной гостинице, например. Заколдобитесь.
Да и потом, не российским туристом единым жива туристическая отрасль. Что насчёт иностранцев? О том, что в радиусе трехсот километров от святыни врядли сможете найти человека, который поймёт англоговорящего туриста, даже если работает на ресепшене гостиницы — надо упоминать? Т.е. поездка россиянина, слабо знающего английский, в национальный парк Гранд Каньон той же Америки (допустим) — это легко (я достаточно знаю английский, но свидетельствую, что даже если бы не знал его так, как знаю — не появилось бы серьёзных затруднений, хотя по-русски там, конечно, никто тоже не говорит), а вот американца к истоку Волги — экстрим и ад с Израилем (для американца). Если только изначально в аэропорту себе персонального гида не покупать, в целлофановой обёртке.
2. Бешеный прайс.
Цена может быть и не бешеной — на самом деле, бесит не то, что цена — большая, а то, что эта цена не соответствует качеству. Раньше было принято за самый наглядный эталонный пример такого несоответствия качеству выдавать курорты Краснодарского края. Я давно не был на Кубани, и не знаю, изменилось там что-то, или нет, с тех пор, как я распрощался с этим краем, но когда я там был последний раз три года назад — гостиницы типа двухэтажный «барак», в котором у каждого постояльца — комната трамвайчиком, но притом — отдельный вход и запирающаяся на хиленький замок дверь, общая кухня и, как правило, вкряченная в прихожую комнаты душевая кабина (а сортир — общий, в лучшем случае — на этаж) шли вполне себе задорого. Без всего. Типа, итак купят.
Вот это «итак купят» — оно преследует по всей России. Я не знаю, что за злой рок такой, но если Краснодарский край хотя бы имеет (имел?) некоторую конкуренцию в виде той же Турции (Греции, Египта, Болгарии, и т.д.) — что заставляет его хотя бы в далёкой перспективе меняться к лучшему (умножая цены), то в местах, откуда любят привозить вот такие вот фотографии храмов, которые пиарит kiowa_mike — конкурентов нет. И там вся эта гостиничная тема — по принципу «итак сойдёт» живёт.
3. Изношенность гостиничных фондов.
Гостиницы (пансионаты, санатории, отели и т.д.) в России делятся на несколько типов:
а) Новоделы — с нуля построенные на голой земле комплексы. Сочи — один из самых ярких примеров, но как по мне, то ЛУЧШИМ примером удачного новодела является Казань, где за короткий срок построили массу гостиниц, соответствующих самым современным требованиям, и, при этом, сумели сохранить адекватный ценник.
Не все новоделы одинаково полезны: например, в России полно чудильников типа «Этномира», который тоже подаёт себя, как парк развлечений и гостиницу. Чудачества барина, зафиксированные в камне, дереве, металле и других пластичных формах
…предлагается вам просто наблюдать и восхищаться, фиксируя.
Таких и подобных мест в России — пруд пруди. Только я навскидку могу ещё пяток обозначить в Московской области, а также парочку в Калужской, кое-что в Костромской, Владимирской, и т.д.
б) советские санатории и пансионаты — слегка подшаманенные рудименты из прошлого, со всеми вытекающими: пятиразовое питание, после которого всё равно хочется есть уже через полчаса после окончания приёма пищи, столы под номером, ключи на запястье, «бегунки», а на двери номера — бумажка, в которой перечисляется количество «плечиков» в шкафу, и не дай Бог, блядь, не досчитаются при выбытии!
…а также бассейн — по медицинской справке и карте, залог за теннисные ракетки (для настольного тенниса), сильно превышающий реальную стоимость этого заюзанного говна, дурацкие запреты и никем не соблюдаемые требования, типа не вносить, не выносить, не распивать, не доливать… и всё тому подобное.
Классический пример — пансионат «Лесные Дали» на Рубле, каким я его запомнил: на пляже стоит ларёк, в котором наливают импортный вискарь (натуральный и за дорого), но, при этом, ебут (пытаются) за халат, в котором посмел выйти из номера. И талоны на обед.
Совок, и этим всё сказано.
в) симбиозы совка и несовка.
Иногда бывает так, что человек искренне хочет построить, например, турбазу или базу отдыха в живописном месте, и развести в ней или около неё кенгуру и зубров с павлинами, ходящими по аллеям. Он берёт что-то лядащее, советское, совсем уж на ладан дышащее, покупает это, и начинает перестраивать. Получившийся адок бывает иногда круче сюжетов картин Иеронима Босха.
Помимо чистых натуралистических впечатлений (от издыхающих кенгуру и чахнущих павлинов), «идеальному» туристу нужно помнить, что главная проблема, которую сулит столкновение с этим вариантом — это тот факт, что цена проживания может быть как в «элите», а в любой момент встретишь тот же совок, что и в варианте «Б», так как фантазия подобных «олигархов», пингвинов капитализма от туристической отрасли и патриотов родных озёр обычно всё равно пляшет где-то в районе столовки с пунктом раздачи и «помывочным пунктом» вместо душевой, хотя бы, кабины.
Вот все проблемы, что Россия имеет, в плане привлекательности внутреннего туризма. Вкупе с общей небогатостью большинства народонаселения.
Заметьте! Я ни слова не сказал про непривлекательность значительного количества достопримечательностей. Храм на фотографии — офигенен, но какой вам от этого толк, если вашу спутницу обшикают злобные старушки в нём, заставят надеть два платка — на ноги (в джинсах) и на голову — и вообще подарят вам массу негатива и проклятий?! А ведь большинство церквей на фотографиях (в отличие от церкви у истока Волги) не имеет «прокатных» платков…
Я ни слова не сказал об устаревших музеях и формах экспозиций вида «руками не трогать». Я мог бы рассказать, как мне ебали мозги в самой что ни на есть Москве, в самом что ни на есть прогрессивном (вроде бы!) музее Космонавтики, фразой «ваш ребёнок только что сломал космическую станцию!», которая сделала мой не то, что день — год, бля.
Ещё я мог бы рассказать об умении американцев из всего сделать шоу, даже из простой экскурсии по центру города. Но нам ведь это чуждо, мы высокодуховные жы все. Нам шоу не надо, нам и так сойдёт.
Ещё много о чём я слова не сказал, пытаясь быть объективным для российского пользователя туруслуг, большинство из которых других-то вариантов и не видало, если верить статистике.
…Но как минимум вот эти три проблемы: инфраструктура, несоответствие цены качеству и совершенно пиздецовые предложения на рынке гостиничных услуг — неплохо бы решить, перед тем, как всерьёз заниматься продвижением и расширением российского рынка внутреннего туризма.
А то это опять напоминает: «хавайте отечественное — вам и так сойдёт!»