Статьи

Минобороны РФ вооружает экономику страны

4р

Режим экономии, предусмотренный антикризисным планом правительства, стал очередным информационным поводом для того, чтобы оппозиция завела известную песню о том, как бюджет бездарно расходуется, социально значимые сферы финансово душатся, а государство стремительно милитаризируется. К примеру, текстом, объединяющим все эти мотивы, на днях разродился в своем блоге Борис Немцов. Больше всего оппозиционера возмутило то, что не будут секвестированы расходы на оборонку, в то время, как траты на медицину урежут.

Негодования Немцова усилила «пугающая» динамика. Представляете себе, какой ужас, расходы на оборонку с 2011 года, резко выросли, а в 2014 их увеличили еще! «Внезапно Путин в течение 3-х лет удвоил расходы на армию. Итог — война с Украиной, экономический кризис, развал медицины, пенсионной системы, деградация регионов», — резюмирует автор.

Выводы, конечно, странные. Как экономический кризис связан с увеличением расходов на оборонку, что за войну Немцов объявил Украине, и в каком месте развалилась медицина, в которой наоборот в последние годы произошло немало позитивных перемен – на эти вопросы, увы, в статье оппозиционера ответа нет. Что же касается внезапного роста расходов на ВПК, то он легко объясним. Потому траты и выросли, что раньше экономили. Ведь реанимации требовало все, что успело разрушить либеральное правительство 90-х: и медицина, и образование, и социалка. И именно на них в первую очередь налегала нынешняя власть. Оборонкой, увы, занимались по остаточному принципу, и лишь в последние несколько лет, когда стали отчетливо заметны положительные сдвиги во всем остальном, мы слышим о модернизации вооруженных сил и подъеме российского ВПК. Надо учитывать, что та же медицина сейчас требует не столько денежных инвестиций, сколько повышения эффективности в этой сфере, чем власть и занимается. Для ВПК же наоборот финансовая поддержка может обеспечить мощный рывок вперед. Другой вопрос – так ли нам этот рывок необходим, и является ли военно-промышленный комплекс столь уж важной отраслью? Если отвечать на него коротко — да, необходим и является. И сейчас мы разберемся, почему это так.

В первую очередь современные и достойно оснащенные вооруженные силы – это основа безопасности государства, гарант его суверенитета. Как показывает история, страны, относящиеся к обеспечению своей обороноспособности легкомысленно, выживают лишь в том случае, если изначально не представляют никакого интереса для своих многочисленных соседей. События последнего времени, разворачивавшиеся вокруг России, ясно дали понять: нам есть чего опасаться, а потому и обезопасить себя необходимо. Впрочем, наш журнал совсем недавно писал о военных угрозах как о мотиве развития ВПК, и все желающие могут обратиться к этому материалу. Сегодня же хотелось бы поговорить о другом, не менее значимом аспекте развития военной промышленности – об экономическом.

Следует понимать, что военно-промышленный комплекс России – это не только производство танков, ракет, да пушек. Абсолютное большинство предприятий этого сектора в той или иной степени занимаются выпуском гражданской продукции. И в среднем, ее объемы сравнимы с размерами военного производства. Это соотношение колеблется в зависимости от геополитической обстановки, как правило в пользу увеличения «мирной» продукции, но в целом демонстрирует паритет. Причем многим военным производствам даже не приходится держать несколько разных конвейеров, благо существуют товары двойного назначения. Например, гражданские спутники связи или спутники для метеорологии могут быть теми же, что поставляются по гособоронзаказу. Впрочем, раздельные технологии для оборонки и «мирной» продукции на предприятиях ВПК тоже распространенное явление.

И тут мы подходим к первому вкладу ВПК в экономику нашей страны. Учитывая, что военно-промышленный комплекс занимается выпуском гражданской продукции, его развитие – это не только потенциальная модернизация вооруженных сил, но и совершенствование реального сектора экономики, еще один шаг на пути к импортозамещению.

Причем шаг высокоэффективный: учитывая, что в оборонке существует ограниченная рентабельность и жесткое ценообразование, руководство предприятий этой отрасли вместо того, чтобы проматывать сверхприбыли в куршавелях, вкладываются в техническую модернизацию, в результате чего бюджетные деньги работают с максимальной отдачей.

И можно быть уверенными, что выпуск гражданской продукции «оборонщиками» не прекратится. Скорее наоборот, его объемы будут только расти – представители ВПК говорят, что гособоронзаказ дает предприятиям возможность обновить производственные мощности, но экономическую отдачу они получают именно на открытом рынке, а потому «гражданское» направление стараются развивать все без исключения.

Следующий пример экономической выгоды от развития ВПК связан с особенностями производства. Дело в том, что сейчас большинство современной техники невозможно изготовить с нуля в одном месте. Продукция «оборонщиков» зачастую требует тысячи отдельных узлов, произведенных сторонними предприятиями. Получается, что раз не выходит создавать все элементы изделия у себя, то нужно обращаться к сугубо «гражданскому» производству. То есть выходит, что военно-промышленный комплекс, развиваясь, тянет за собой смежные производства, казалось бы, не имеющие ровно никакого отношения к гособоронзаказу, стимулируя тем самым и их рост.

Не стоит забывать и про инновации. Многие из технологий, использующихся нами ежедневно, уходят корнями в оборонку. Так происходит во всем мире: сначала они примеряются для военного применения, а потом кочуют в мирное русло. В обладающих весьма технологичной армией США, например, существует специальное агентство DARPA, финансирующее новые технологии, которые могут заинтересовать вооруженные силы США. К слову, именно этому агентству мы обязаны появлением Интернета.

Если мы говорим о действительно полезных инновациях, а не интернет-пузырях вроде Твиттера, то здесь отечественный ВПК может России здорово помочь. К примеру, в интересах нашего министерства обороны работает программа исследований и разработок РАН. С точки зрения фундаментальной науки, ученые ищут новые возможности в таких стремительно развивающихся областях, как космическая, ракетная или информационная. Но одной лишь идеи и опытного образца мало, для того, чтобы запустить новое изделие в серию, потребуется адаптировать конструкцию, создать уникальные комплектующие, короче нужны будут прикладники в виде многочисленных конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов.

Разумеется, далеко не все технологии будут храниться под грифом строжайшей секретности и использоваться исключительно в оборонке. Что-то приживется на «гражданке». А приживаться уже есть чему. В то время, как в ВПК доля технологически новой продукции составляет около 20%, российская промышленность в целом может «похвастаться» показателем раз в пять меньшим. Государству нужны новые технологии, а их создание сильно завязано на развитие предприятий ВПК.

Ну и, разумеется, российская экономика выиграет за счет экспорта продукции отечественного военно-промышленного комплекса. Россия уже сейчас второй в мире по объемам поставок продавец оружия после США. И с развитием ВПК, интерес к нашей продукции наверняка будет только усиливаться.

Так что, когда в следующий раз кто-то скажет вам, что Путин на бюджетные деньги закупает оружие и собирается развязывать войны со всеми подряд, вспомните, что на самом деле он обеспечивает нашу обороноспособность, одновременно поднимая экономику страны.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.