Россия и Греция на удивление синхронно начали «троллить» Германию требованиями выплатить репарации за ущерб, нанесённый обеим странам во время оккупацией гитлеровскими войсками в ходе Второй мировой войны. Депутат Государственной Думы РФ, член фракции ЛДПР Михаил Дегтярев предложил востребовать с Германии репарации за колоссальный ущерб, нанесённый стране в ходе Великой Отечественной войны 1941 − 1945 годов. А свежеизбранный Алексис Ципрас, премьер-министр Греции и лидер «радикально левой» партии СИРИЗА, потребовал от Германии репараций на сумму 162 млрд евро за гитлеровскую оккупацию страны.
Подобные требования репараций в моде у европейских политиков. Представители прибалтийских республик неоднократно донимали ими Россию как наследницу СССР, а «евробандеровцы» на Украине высчитывали, сколько можно попытаться востребовать за «голодомор». Чтобы, требуя несбыточного, выторговать себе у «обвиняемого», ошарашенного сверхнаглостью, хоть какие-то реальные копеечки. «Новые европейцы» сами этого приёма не выдумали, а как обезьяны скопировали у «старших товарищей». Но «исторические претензии» ‑ оружие обоюдоострое, и легко может быть развёрнуто в обратную сторону. Особенно когда его используют куда более опытные в этом деле бойцы.
Требования Греции к Германии компенсировать ущерб оккупации 1941 – 1944 годов – многоплановые и «долгоиграющие», периодически всплывают на поверхность. В 1942 году Национальный банк Греции заставили выдать «третьему рейху» на покрытие «оккупационных расходов» беспроцентный кредит в 476 млн рейхсмарок, который так и не был возвращён. Сумму к возврату в настоящее время греческая экспертная комиссия оценивает в 11 млрд евро.
С приходом «радикальных левых» вновь ожили надежды добиться от Германии возврата выкупа, уплаченного нацистскому коменданту Салоник в обмен на невыполненное обещание не отправлять 1 000 горожан-евреев в концентрационные лагеря. Разумеется, деньги требуют с учётом инфляции и, возможно, процентов. Руководство городской еврейской общины направило такой иск против правительства Германии в Европейский суд по правам человека в Страсбурге.
С одной стороны, победа на последних парламентских выборах в Греции Коалиции радикальных левых (СИРИЗА) и, как следствие, избрание премьер-министром её лидера Алексиса Ципраса, не приведут к выходу страны из Евросоюза. Но подобные «исторические» претензии являются резонансным моментом торга. Под руководством «радикальных левых» Греция долго будет выматывать нервы Брюсселю, угрожая такой перспективой и требуя себе экономических преференций. Другой козырем греческих «левых» неизбежно становится шантаж сближением с Россией.
Почти одновременное выдвижение Грецией и Россией требований к Германии репараций за Вторую мировую войну похожи на скоординированную акцию. Учитывая то, что в России серьёзно рассматривается возможность, несмотря на собственные экономические трудности, предоставить Греции стабилизационный кредит в сумме до нескольких миллиардов евро. Главным кошмаром для Евросоюза выглядят, казалось бы, несбыточные перспективы присоединения Греции к ЕАЭС: ведь чем чёрт не шутит, особенно в переломные эпохи?
Казалось бы, от фантазий политологов до политических решений ‑ дистанции огромного размера. Но именно несбыточные или хотя бы реально не сбывающиеся обещания взяты на вооружение Евросоюзом, как и США, для подчинения своей политике целых стран. Самый яркий пример тому ‑ нынешняя Украина, на которой из-за погони за химерой «членства в Евросоюзе» произошёл государственный переворот и ведётся гражданская война на Донбассе.
Поэтому не столь важно, что, может быть, Алексис Ципрас и вся его СИРИЗА рассматривает сближение с Россией только как разменную карту для того, чтобы вынудить Евросоюз скостить непомерный государственный долг Греции. «Радикальные левые» являются самостоятельными игроками, а не марионетками Брюсселя вроде бюрократии Болгарии, загубившей под внешним давлением неимоверно выгодный для страна «Южный поток». Греки начали серьёзную игру в собственных интересах, и не будут дёшево разменивать сильные козыри.
В России не строят иллюзий, а рассматривают Грецию, как минимум, как ценнейшего тактического союзника. Который, действуя в своих интересах, способен существенно помогать России – например, вставляя палки в колёса «телеге» антироссийских санкций. «Озабоченность» таким совпадением интересов России и Греции уже выразили председатель Европарламента Мартин Шульц и министр финансов Германии Вольфганг Шойбле.
Евросоюз вместе с США долгое время натравливали на Россию Украину, соблазняя «сторонников евроинтеграции» различными посулами. Не заблуждаясь, кем те являются на самом деле. Так и сейчас Россия развивает отношения с Грецией, используя похожие приёмы, зная, что и виртуальные возможности могут играть вполне реальную роль в политических процессах. Бумеранг возвращается: методично превращая Украину в антироссийское орудие, Евросоюз «в обратку» заработал на долгое время «головную боль» в лице радикально пророссийской Греции.