Сможет ли Россия победить в гонке технологий, какие планы у КРЭТотносительно Superjet 100 – на эти и другие вопросы в прямом эфире радиостанции «Коммерсант FM» ответил первый замгендиректора КРЭТ Игорь Насенков.
Оглавление:
- Об электронной компонентной базе
- О переходе на импортозамещение и новых новых технологиях
- О доле военной продукции
- О работе над самолетами
- О влиянии санкций на работу концерна
- О проблемах в связи с экономической ситуацией
- О привлекательности отрасли для молодых специалистов
- О Казанском кластере КРЭТ
- О замещении импортного оборудования на SUPERJET
Об электронной компонентной базе
Отрасль переживает бум, объем заказов на сегодняшний день такой, что российская электроника в хорошем смысле с ними не справляется, потому что объемы растут из года в год в разы. Идет масштабное техперевооружение. И импортозамещение, и сами по себе объемы в рамках гособоронзаказа растут, поэтому работы хватает всем.
О переходе на импортозамещение и новых новых технологиях
У КРЭТ есть несколько десятков институтов, которые занимаются разработкой передового радиоэлектронного оборудования. У многих из этих разработок даже нет мировых аналогов. Что касается импортозамещения, которым сейчас активно все занимаются, прежде всего это проходит под эгидой Минпромторга России, выделяются средства. Только в конце прошлого года наш концерн выиграл открытых конкурсов на работу в рамках импортозамещения на сумму более 5 млрд рублей.
О доле военной продукции
Если мы возьмем результаты 2014 года, объем выручки по концерну в целом составил 105 млрд рублей, из них 80% – это военная продукция. Если посмотреть рост, динамику по отношению к предыдущему, 2013 году, то доля гособоронзаказа выросла более чем на 50%.
О работе над самолетами
Самолет, когда рождается, он как птенец: сначала это всего лишь борт, и на нем представлена лишь малая часть авионики. Потом, в процессе развития разработок, появляется все больше и больше бортового радиоэлектронного оборудования, доходит до систем управления оружием, до бортовых радиолокационных станций и так далее, и уже к концу ОКР он уже полностью напичкан авионикой. КРЭТ разрабатывает авионику как для военных, так и гражданских самолетов. Для истребителя пятого поколения ПАК ФА концерн поставляет 84% от всего бортового радиоэлектронного оборудования. Это и системы управления оружием, это и «черные ящики», это бортовые радиолокационные станции, нашлемные указатели и много-много всего.
О влиянии санкций на работу концерна
Мы действительно попали в санкционные списки США. Мы вот у себя шутим иногда: Николай Колесов, который является генеральным директором с момента основания, за пять лет довел концерн с нуля до американских санкций. Это общемировое признание. Объем сотрудничества с США у нас очень маленький. Санкции серьезного влияния на нас не оказали, мы где-то переориентировались в закупке технологического оборудования, которое мы покупаем в рамках техперевооружения, в основном на страны Юго-Восточной Азии. Европейские партнеры продолжают с нами сотрудничать. С Америкой объем контрактов мал. Большее влияние сейчас на всех оказывают макроэкономические факторы, связанные с кризисом, например стоимость кредитов.
О проблемах в связи с экономической ситуацией
Ставка изменится однозначно и уйдет вниз. Мы не раз это переживали. Есть вопросы, связанные с ростом курсов иностранной валюты, и это сказывается на себестоимости производимой нами продукции. Если говорить про наш концерн, доля комплектующих иностранного производства достигает примерно 30%, по разным оценкам. Наблюдается рост себестоимости по этим причинам. Есть закупки оборудования, в том числе и в рамках федерально-целевых программ. Понятно, что большая часть оборудования, которое мы закупаем, иностранного производства. Здесь тоже есть определенные вопросы, связанные с дефицитом средств в уже реализуемых проектах.
О привлекательности отрасли для молодых специалистов
Проходит масштабное техническое перевооружение, а это уже совершенно другие полы, другие системы вентиляции, другие условия работы и оборудование. И в этих местах, как раз на этом оборудовании работают молодые люди, в том числе и проектировщики. Там совершенно другая выработка, выше зарплаты. У нас идет большая работа с вузами, где-то 115 базовых кафедр мы имеем. Мы заключили за все это время 24 соглашения с вузами, которые готовят и рабочие специальности, и технологов, и конструкторов, все они потом приходят к нам. В принципе достаточно приличные зарплаты сейчас готовы платить тем, кто обладает определенной квалификацией. Если говорить про среднюю зарплату по концерну, по итогам 2014 года она составила около 34 тысяч рублей, но это средняя, потому что у нас предприятия расположены от Питера до Владивостока. Для Москвы другой показатель. Если говорить про специалистов высокой квалификации, как разработчиков, так и рабочих, они зарабатывают и до 150 тысяч рублей.
О Казанском кластере КРЭТ
Казанский кластер состоит в основе своей из проектов на двух предприятиях – это головной Институт по разработке систем и средств государственного опознавания радиоэлектроники имени Шимко и казанский «Радиоприбор», который является серийным заводом и производит то, что разрабатывает Институт имени Шимко. Идея казанского кластера – создать единое научно-производственное объединение из этих двух предприятий, сконцентрировать и разработку, и производство на единой площадке, то есть оптимизировать всю эту инфраструктуру, которая на сегодняшний день есть, уйти от этих издержек. Сейчас это все находится в стадии проектирования, то есть мы проекты завершили, они сейчас проходят главгосэкспертизу. Стоимость всего проекта – порядка 10 млрд рублей, сроки начала проекта – 2015 год, сроки завершения – 2018 год. Предполагается, что там будут новейшие дизайн-центры по разработке тех или иных технологий в области госопознавания и радиоэлектронной борьбы. Ну и, конечно, новейшее производство.
О замещении импортного оборудования на SUPERJET
Замещать авионику физически на этих бортах мы сможем не ранее чем года через три, потому что это достаточно долгий процесс как самой разработки, так и всех необходимых испытаний и сертификаций. В свое время нужно было сконструировать этот борт и запустить. Ставилась эта задача серьезно и в сжатые, кратчайшие сроки. Задача была решена, но за счет всей импортной комплектации. На этом борту практически никакой авионики российской нет и никаких агрегатов российских нет, за исключением буквально единичных позиций. Поэтому для того чтобы сейчас встать на этот борт, нужно разработать, встать, провести опытные полеты, тестирование, сертификацию, доработать оборудование.
МОСКВА, Ростех
Источник