В Мире

Европа почувствовала жар «холодной войны»

8 февраля президент РФ Владимир Путин во время встречи со своим белорусским коллегой Александром Лукашенко сообщил, что очередной раунд переговоров в «нормандском формате» может пройти в среду в Минске. Впрочем, российский лидер отметил, что встреча состоится, только если удастся согласовать «ряд позиций», которые активно обсуждались в последние дни.

Дипломатические усилия Европейского союза неожиданно активизировались в преддверии Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности, которая стартовала 6 февраля. 5 февраля канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд прибыли в Киев, а на следующий день посетили Москву, где провели переговоры с Владимиром Путиным. Детали переговоров до сих пор не известны, но судя по тому, что позволили себе сообщить лидеры, в частности, Олланд, речь идет о прекращении огня и новом мирном плане, который предусматривает создание демилитаризованной зоны, ширина которой составит 50–70 километров от нынешней линии противостояния.

Примечательно, что Вашингтон не участвовал в разработке европейского мирного плана. По крайней мере, об этом заявил глава госдепартамента США Джон Керри. Более того, Керри присутствовал в Киеве одновременно с Олланд и Меркель, но в их переговорах с Петром Порошенко не участвовал. Украинские инсайдеры даже пишут о том, что Меркель, якобы, жестко отказалась от предложений украинской стороны провести совместную встречу.

Противоречия между Вашингтоном и Брюсселем были очевидны и на Мюнхенской конференции, и в основном касались вопроса поставок летальных вооружений Украине. Ангела Меркель жестко высказалась против такого варианта развития события, заявив, что «конфликт невозможно решить военным путем». «Украина нуждается в прогрессе, но это невозможно сделать с помощью поставок оружия. В регионе и так его много», — сказала Меркель.

Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини также сообщила, что Евросоюз не намерен вооружать Украину. Но ее американские коллеги не были так категоричны. Сразу после Меркель в Мюнхене выступил сенатор-республиканец Боб Кокер, который сказал, что в конгрессе США растет поддержка идеи поставок летальных вооружений Киеву. Сенатор Джон Маккейн высказался в обычном для себя духе, обвинив Германию в излишних симпатиях к России. Вице-президент США Джо Байден в своем выступлении об оружии не говорил, но обвинил Россию во всех бедах, призвал Европу продемонстрировать единство и пообещал «помогать партнерам противостоять России, внимательно отслеживая ее стратегические возможности».

Даже издание The New York Times по итогам конференции написало, что Запад раскололся как минимум на два лагеря. Пока что это противники и сторонники поставок летальных вооружений Украине. А ведь в Европе есть и страны, которые не только не поддерживают эскалацию конфликта, но и вообще не слишком хотят следовать общей антироссийской позиции Запада, это, например, Греция и Венгрия. Петр Порошенко в интервью немецкому изданию Die Welt даже потребовал (?!) от греческого премьер-министра Алексиса Ципраса продемонстрировать солидарность. «Греции следует хорошо понять, за что борется Украина», — заявил Порошенко, напомнив, что именно Элладу считают колыбелью демократии.

8 февраля госсекретарю США Джону Керри во время своего выступления на Мюнхенской конференции пришлось убеждать всех, что у США и Европы единая позиция в украинском вопросе. «Я хотел бы заверить всех присутствующих, что между нами нет разногласий. Мы занимаем единую позицию», — несколько раз повторил Керри этот тезис, что не придало ему убедительности. Вопрос в том, сможет ли сейчас ЕС, как сказал в своей речи министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, понять, что «настоящей Европы не может быть без России», хотя бы из соображений собственной безопасности, или продолжит курс на «углубление раскола общеевропейского пространства»?

— О расколе говорить преждевременно, но противоречия между Евросоюзом и американцами нарастают, — считает заведующий сектором ИМЭМО РАН, кандидат политических наук Николай Работяжев. – Такое бывало и раньше, например, в 2008 году, когда обсуждался вопрос о предоставлении Украине плана действий по вступлению в НАТО. Старая Европы выступала против, в то время как американцы активно поддерживали ПДЧ для Украины.

И тогда, и сейчас Старая Европа была в гораздо меньшей степени склонна ссориться с Россией. Это связано и с тем, что основные трубопроводы идут через Украину, и любой конфликт может оставить Европу без газа. Европейцы были озабочены тем, чтобы обеспечить свою энергетическую безопасность. Американцы в такой степени не зависят от России, поэтому у них развязаны руки. Они всегда были сторонниками более решительных действий, пытаясь полностью вывести Украину из-под российской сферы влияния. Европейцы выступали за более осторожный подход.

Сейчас происходит то же самое. Европейцы не заинтересованы в том, чтобы в центре Европы происходила эскалация конфликта. А американцев это не беспокоит, поэтому они готовы и оружие поставлять. Так что сегодня это не раскол, а некие противоречия, обусловленные объективными обстоятельствами.

— То есть различие между ЕС и США только в вопросе методов?

— Не совсем. Кое-что меняется, и эти противоречия получают и идеологическое выражение. Но насколько далеко это зайдет, пока трудно сказать. Есть тенденция к тому, что эти идеологические противоречия будут нарастать. У Европы и США совершенно разный подход к урегулированию конфликта на Украине. Это уже конфликт интересов. Если Вашингтон начнет вооружать Киев, это будет способствовать эскалации конфликта и еще больше усилит раскол между США и Старой Европой

— В таком случае можно ли будет говорить о создании новой системы европейской безопасности, которая включала бы, а не сдерживала Россию, о чем сказал Лавров?

— Это напрямую связано с перспективами урегулирования украинского конфликта. После того, как он будет разрешен, можно говорить о выстраивании новой европейской системы безопасности. Но пока что Россию постоянно критикуют, на Западе идет жуткая антироссийская кампания, и сложно говорить об этом.

Руководитель Центра европейских исследований Института мировой экономики Алексей Кузнецов считает, что Вашингтон не навязывал Европе антироссийскую политику, так как Брюссель, и особенно Берлин, сами были в ней заинтересованы. Но сейчас страх того, что конфликт может выйти за пределы Украины вынуждает европейцев пересмотреть свои позиции.

— Только что в немецкой прессе появились пока неофициальные данные немецких спецслужб о том, что людские потери на Украине занижаются на порядок. О цифрах можно спорить, но то, что это давно не пять тысяч человек, очевидно. Рядовые европейцы совершенно точно не поддержали бы государственный переворот на Украине, если бы знали, что он направлен не на выхватывание Украины, якобы, из «лап России» и ее евроинтеграции, а на целенаправленное уничтожение мирных жителей в центре Европы. Не секрет, что никакого переворота не произошло, если бы не поддержка ЕС. По сути, Европейский союз развязал вторую гражданскую войну за последние четверть века на постсоциалистическом пространстве. Это совсем не прибавляет поддержки лидерам стран ЕС. В перспективе эти события могут стоить кому-то политической карьеры.

Идет общая дестабилизация обстановки. Украинская экономика на грани коллапса. Можно спорить о том, когда он случится — летом или следующей зимой. Но уже ясно, что оценки российских и украинских экспертов в 2013 году о том, что Украине не выгодно отказываться от интеграции с Россией в пользу интеграции с ЕС, были абсолютно справедливы. Роста украинского экспорта на Запад не случилось, зато произошел обвал на Востоке, спад производства. Страна практически разрушена. Европейцы в принципе не ставили перед собой таких целей. А американцы ставили.

— Но теперь, когда это стало очевидно, Европа может проявить более независимую от Вашингтона позицию?

— Дело не в диктате США. Не надо преувеличивать роль Соединенных Штатов. Это тупая самоуверенность западноевропейских политиков. Мы это видели неоднократно в исторической перспективе, когда французы ходили войной на Россию в XIX веке, а немцы — в ХХ. Заканчивалось все плачевно для Запада. Но западноевропейцев жизнь ничему не учит. Сваливать все на американцев смешно. Да, они преследуют свои интересы и сейчас оказываются в выигрыше. Но зачем Евросоюз уничтожил то, что с большим трудом несколько десятилетий выстраивали вместе с Россией в плане добрососедства и диалога, трудно сказать. Я считаю, что это политическая близорукость и Меркель, и Олланда. Теперь они, естественно, забегали и пытаются сохранить хорошую мину при плохой игре.

— Заявление Олланда о том, что сейчас последний шанс договориться, иначе будет война, говорит о том, что европейцы серьезно думают о противостоянии с Россией?

— Это истеричное заявление, потому что найти выход из тупика, в который завел Украину Европейский Союз, к сожалению, крайне тяжело. Это особенность западноевропейских стран – они развязывают войны, искренне думая, что потом их можно будет остановить в один момент. Югославская гражданская война ведь, по большому счету, до сих пор не закончилась, просто перешла из горячей фазы в холодную. Мы имеем фантомное государство Босния и Герцеговина, признанное только США, странами ЕС и их союзниками, псевдгосударство Косово, очаги напряженности, связанные с большим потоком мигрантов и прочее. Сейчас все то же самое разыгрывается на Украине. Единственный долгосрочный разумный вариант, который устроил бы всех – это федерализация Украины с крайне широкими полномочиями ДНР и ЛНР. Но проблема в том, что лидеры Украины, ставленники Запада, до сих пор рассказывают, что иного будущего Украины, кроме как унитарного государства, они не видят.

— То есть нельзя сказать, что политическую линию в отношении России и Украины Европе, особенно Германии, навязывала администрация США?

— Некоторые ищут теории заговора вплоть до того, что у американцев есть компромат на Меркель. Теоретически это, конечно, возможно, но это не решающий фактор немецкой политики. В Германии уже несколько лет нарастают реваншистские настроения. Берлин мечтает вновь играть важную роль в мировой политике. Украина представлялась им хорошим полем для дальнейшей внешнеполитической экспансии. В очередной раз немцы не учли, что другие народы имеют право жить так, как они хотят, а не так, как им говорят немцы. Понятно, что сейчас почти все европейцы напуганы, потому что уже почти год в центре Европы идет настоящая гражданская война с применением регулярными войсками запрещенного оружия.

Но пока Евросоюз не ищет решения. Идеальный вариант для них, на который они всячески надавливают – полная изоляция Донецкой и Луганской народных республик и дальнейший блицкриг с физическим уничтожением значительной части населения. То, что в свое время Евросоюз поддержал в хорватской Славонии, где жили сербы. Очевидно, что демократические страны, включая Россию, не позволят Евросоюзу повторно заняться геноцидом славянских народов.

— Почему тогда ЕС выступает против поставок летального вооружения Киеву?

— Поставка вооружений украинской стороне без изоляции России, а физически ни США, ни их партнеры по НАТО изоляции Москвы добиться не смогли, приведет к тому, что пойдут встречные поставки оружия тем силам, которые сегодня пытаются защищать населения Донецкой и Луганской областей от физического истребления со стороны украинских ВСУ, поддерживаемых странами ЕС и США.

— То есть европейцы сейчас просто переживают за свою безопасность?

— Да, но на самом деле не так плохо, что они начали бояться за собственную безопасность. До этого проводилась совершенно безответственная политика. Опасения Евросоюза говорят о том, что они, наконец, поняли, что своими действиями могут окончательно подорвать режим безопасности в Европе.

Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.