При операциях через терминалы или интернет-кошельки на сумму свыше 15 тысяч рублей необходимо будет дополнительно вводить пароль от сайта госуслуг — при каждой операции. Эта норма содержится в итоговой версии проекта постановления правительства о порядке упрощенной идентификации клиентов-физлиц.
Речь идет о подключении банков и платежных сервисов к единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), которая отвечает за доступ россиян к порталу госуслуг. Сейчас по закону базовые реквизиты гражданина — ФИО, серии и номера паспорта — в отношениях с платежными сервисами нужно подтверждать для операций свыше 15 тысяч рублей. Закон предусматривает три способа «упрощенной идентификации»: оригиналом паспорта или заверенной копией; данными из Пенсионного фонда России (СНИЛС), Федерального фонда обязательного медстрахования (номер полиса ОМС) или налоговой (ИНН); электронной подписью, если личность гражданина установлена при выдаче ключа подписи.
На практике ограничения из закона заработали лишь частично. Первый способ действует, поскольку предполагает личную явку в банк. Второй и третий остались на бумаге, потому что государство еще не подключило финансистов ни к ЕСИА, ни к базам ПФР, ни к данным налоговиков.
Минкомсвязи настаивает, что для подтверждения сведений о себе клиент должен вводить пароль от сайта госуслуг, а не собственно реквизиты,— ЕСИА сличит реквизиты из кабинета гражданина в системе госуслуг с данными платежного агента. В ведомстве уверены, что при идентификации гражданина вовсе не обязательно позволять банкирам смотреть финансовые показатели клиента — пароль будет вводиться без привязки к каким-либо идентификационным номерам вроде номера паспорта, СНИЛС или ИНН.
— Банки хотят получать прямой доступ к персональным данным граждан, находящимся в базах данных госвласти, без согласия гражданина, в том числе для внутреннего использования при проверке кредитования, — рассказали в пресс-службе Минкомсвязи. — Министерство же рассматривает только централизованный доступ к базам данных ведомств — через ЕСИА и с использованием инфраструктуры электронного правительства. Мы полагаем, что пароль от госуслуг является необходимым и единственным способом идентификации — он абсолютно безопасный, так как Минкомсвязи дает одну точку входа ко всем персональным данным граждан.
Банки же выступают за второй способ идентификации — в таком виде, в каком он изложен в законе, поясняет председатель Национального совета финансового рынка (НСФР) Андрей Емелин. Аргументы банков и платежных сервисов сводятся к тому, что обладателей доступа к порталу госуслуг слишком мало. Из 140 млн россиян на портале госуслуг с 2009 года зарегистрировались лишь 13 миллионов человек.
В Минэкономразвития, Росфинмониторинге и Госдуме уверены, что на практике должны быть реализованы оба варианта упрощенной идентификации — и от Минкомсвязи, и от банкиров. Их логика сводится к тому, что закрепление на практике только одного способа усложнит жизнь россиянам.
— У граждан всегда должен быть выбор — каким образом подтверждать необходимую для упрощенной идентификации дистанционно сведения о себе: с помощью пароля от сайта госуслуг или путем введения СНИЛС/ИНН/номера полиса ОМС, — считает представитель Росфинмониторинга. — Позиция Минкомсвязи понятна: они хотят популяризировать сайт госуслуг среди россиян. Но нужно понимать, что далеко не везде у граждан есть доступ к порталу госуслуг, в том числе из-за отсутствия Интернета.