На минувших выходных завершилась очередная ежегодная Мюнхенская конференция по безопасности. Проводимый с 1962 года форум посвящен внешнеполитическим отношениям государств и традиционно собирает докладчиков со всего мира. Серьезнейшая тема мировой безопасности сегодня является особенно злободневной, и как никто другой это понимает находящаяся в зоне риска Европа. Имеется там и горячая точка – Украина – события в которой и стали лейтмотивом конференции.
Основное противостояние на мировой арене в последнее время происходит между двумя игроками – Россией и США. Тем не менее игровое поле находится в Европе, чьи политики чаще исполняют роль пассивного участника, почти безоговорочно принимая сторону Вашингтона. Мюнхенская конференция могла бы стать той площадкой, где европейские лидеры имеют возможность выступить в качестве активных участников процесса обеспечения мировой безопасности.
И некоторые не упустили возможность предпринять такие попытки. В частности, одним из главных итогов форума стали очевидные разногласия между участниками от США и представителями Германии, Франции и Англии касательно урегулирования украинского конфликта. «Не думаю, что нам нужно исключать возможность военного варианта. Но речь не идет о проведении наземной операции со стороны Альянса, помощь возможна оружием и военным снаряжением», — предлагал главнокомандующий сил НАТО в Европе Филипп Бридлав. О том, что нужно помочь Киеву вооружением заявляли также вице-президент США Джо Байден и американский сенатор Джон Маккейн. В то же время, большинство европейских лидеров придерживается прямо противоположной точки зрения, и уверены, что поставки оружия на Украину лишь усугубят ситуацию. «Никто не заинтересован в новом расколе Европы. Мы хотим построить безопасность в Европе с Россией, а не против России. Россия должна сделать свой вклад в решение кризиса в Украине. Военным путем мы не можем это сделать, поэтому нужно выполнять минские договоренности», — считает канцлер Германии Ангела Меркель.
То есть вопреки тенденциям последнего времени, мы наблюдали на конференции попытку Европы играть собственную игру и отстаивать свое мнение. И радует, что предпринята эта попытка серьезными политиками. Однако не обошлось и без массовки, для которой, похоже, роли были расписаны заранее заокеанскими драматургами. К таким примерам можно отнести очередную попытку Петра Порошенко доказать наличие российских военных на Донбассе путем демонстрации пары паспортов и военных билетов. Сюда же попадает выступление главы Литвы Дали Грибаускайте, в котором она призывала поддерживать Украину «всеми средствами, необходимыми для защиты». И, без всякого сомнения, к этому же вашингтонскому спектаклю относится нездоровая реакция статистов еще более мелкого уровня на выступление главы российского МИДа Сергея Лаврова.
Речь дипломата по сути повторяла многие его последние доклады. Сергей Лавров в очередной раз на конкретных примерах показал, как США, играя в мирового гегемона, создает угрозу для всех своих соседей: «Конструкция стабильности, опирающаяся на Устав ООН и хельсинкские принципы, давно подорвана действиями США и их союзников в Югославии, которую разбомбили, в Ираке, Ливии, расширением НАТО на Восток, созданием новых разделительных линий. Проект построения «общеевропейского дома» не состоялся именно потому, что наши партнеры на Западе руководствовались не интересами возведения открытой архитектуры безопасности при взаимном уважении интересов, а иллюзиями и убеждениями победителей в «холодной войне». Торжественно взятые в рамках ОБСЕ и Совета Россия-НАТО обязательства не обеспечивать собственную безопасность за счет безопасности других остались на бумаге, а на практике были проигнорированы». Глава МИДа также вновь привел факты двойных стандартов, распространенных на Западе: «Нам трудно объяснить, почему на Украину не распространяются универсальные принципы урегулирования внутренних конфликтов, принятые в мире. Эти принципы предполагают инклюзивный политический диалог между протагонистами. Почему в случае с Афганистаном, Ливией, Йеменом, Ираком, Мали, Южным Суданом наши партнеры настойчиво призывают договариваться с оппозицией, повстанцами, даже с экстремистами в отдельных случаях, а в случае украинского кризиса поступают иначе, фактически потакая силовой операции Киева?».
В общем, снова прозвучала речь о том, что Россия понимает угрозы и риски, в том числе для Европы, готова к сотрудничеству и призывает всех соблюдать взятые на себя обязательства и следовать принятым соглашениям. Вроде бы все хорошо знакомо. Но шоу – есть шоу, и, когда пришла пора задавать вопросы, право голоса аудитория получала согласно сценарию. Итоговое слово досталось евродепутату от немецкого Христианско-демократического союза Эльмару Броку. Господин Брок известен как адвокат киевского режима (вероятно, эта симпатия обусловлена тягой представителя европарламента к украинским жрицам любви) и ярый противник России. В частности, он убежден, что отмену антироссийских санкций нельзя даже обсуждать, а еще лучше немедленно их ужесточить.
Словно пропустив мимо ушей все, что Сергей Лавров несколькими минутами ранее рассказал об истинных причинах украинского кризиса, Эльмар Брок поинтересовался, а с какой это стати Россия покушается на суверенитет соседнего государства. Глава нашего МИДа, ссылаясь на положения устава ООН, в очередной раз терпеливо и подробно объяснил, что решение жителей Крыма о присоединении к России как раз-таки полностью соответствует международному праву, в то время как попытка навязать крымчанам новую власть, воцарившуюся в результате антиконституционного переворота и являлась покушением на суверенитет.
Однако упоминание положений из документов ООН, равно как и пример отделившегося без всякого референдума Косово, к жителям которого, правда, такие как Эльмар Брок вопросов не имеют, вызвали лишь смешки и шушуканье в зале. Тем не менее Сергей Лавров со всей своей дипломатической сдержанностью довел свой ответ до конца. Казалось бы, чего копья ломать перед теми, кто демонстративно не желает внимать твоим словам? Тем более, что Лаврову хорошо известен и сам Эльмар Брок и искренность его вопросов. «Мы с Вами, господин Эльмар Брок, давно общаемся. Вы даже в Москву приезжали. Поэтому мой ответ Вам очень прост. Если Вы хотите произносить гневные речи, которые будут подкреплять Ваши позиции в политике, в Европарламенте, это одно, если же хотите разговаривать, то давайте сядем и переподтвердим все хельсинские принципы, посмотрим, почему в одних случаях Вы не считаете, что они нарушались, а в других – считаете, что так оно и было», — даже предложил ему Лавров напоследок.
Но не стоит думать, что один лишь дипломатический такт двигал Сергеем Лавровым в этот момент. На самом деле глава дипкорпуса отвечал вовсе не Эльмару Броку, и не столько обращался к собравшимся в зале, сколько воспользовался случаем, чтобы лишний раз донести нашу точку зрения, голос России, до мировой общественности. И, надо отдать должное, это сработало. «Украл Лавров сегодня шоу у Меркель. Еще в начале сегодняшнего мероприятия в Мюнхене бывший министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт написал, что все внимание будет сфокусировано на выступлениях Меркель, Порошенко и Байдена. Потом, видать, подумал и дописал неуверенно: «Возможно, Лаврова». Однако вон выступление Лаврова только-только закончилось, а я смотрю на реакцию западных СМИ — такое впечатление, что Меркель и не выступала сегодня! Все цитируют и обсуждают только Лаврова!», -описывает реакцию прессы на выступление главы нашего МИДа украинский политолог Владимир Корнилов.
И вот эта реакция куда важнее. Ведь среди присутствовавших в зале далеко не все имеют полномочия для принятия политических решений с глобальными последствиями. Да и не вся Европа смотрит на мир таким же зашоренным взглядом как Эльмар Брок. На той же Мюнхенской конференции, к примеру, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини заявила, что Евросоюзу с Россией по пути: «Мы представляли отношения с РФ как основанные на сотрудничестве и партнерстве, мы никогда не были проектом, направленным против кого-либо. Дверь ЕС открыта для диалога». Схожего мнения придерживаются и многие другие европейские лидеры. А кое-кто уже определился в отношениях. Причем речь не об отдельном политике, а о целом государстве. Так, обеспокоенный состоянием европейской безопасности Кипр уже попросил защиты у России.
Именно на них была ориентирована речь Лаврова, на тех людей, которым интересна позиция России и кто готов к открытому диалогу. Ведь было бы очень наивно полагать, что глава российского МИДа смог бы переубедить Маккейна, Брока или других профессиональных русофобов. И если говорить о реальных итогах речи Лаврова, то нет никаких сомнений, что его слова нашли своих адресатов.