Меркель и Олланд прибыли в Минск на переговоры по украинскому вопросу с Путиным и Порошенко.
Предыдущие договоренности в минском формате дали востоку Украины только небольшую передышку от войны, которая закончилась в январе текущего года. Мы попытались разобраться, в чем причина прежних неудач и чего стоит ждать от нового мирного плана.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил 11 февраля, что для достижения успеха по урегулированию украинского кризиса необходимо выполнить минские договоренности, подписанные в сентябре. Глава внешнеполитического ведомства напомнил, что тогда речь шла о предоставлении особого статуса территориям ДНР и ЛНР, их социально-экономического развития в составе Украины, и амнистии всех участников событий в Донбассе. «Вместо этого мы наблюдаем экономическую блокаду, отсечение Донбасса от зоны гривны. Наблюдаем установление какого-то контроля на дорогах, ведущих из Донбасса на остальные украинские территории. Попытка, прямо говоря, экономического и социального удушения, параллельно с попыткой военного подавления этих территорий», — пояснил глава внешнеполитического ведомства.
Помимо этого в минских соглашениях было зафиксировано положение об отводе войск и артиллерии от линии соприкосновения, сложившейся на 19 сентября. Так или иначе, но взаимное недоверие привело только к частичной реализации этого пункта. В частности, украинская армия осталась в районе донецкого аэропорта и Дебальцево, откуда вела обстрелы территории самопровозглашенных республик. В конце концов это привело к возобновлению боевых действий: с начала года одних только силовиков погибло свыше 2200 человек, Украина потеряла 169 танков, 133 БТР и БМП, 124 артиллерийских орудия, утратила контроль над донецкой воздушной гаванью и получила Дебальцевский котел примерно с 10 тысячами окруженных солдат.
Если учесть, что новый план, разработанный главами Франции и Германии Франсуа Олландом и Ангелой Меркель, является, по их словам, дорожной картой по реализации минских соглашений, то можно сказать, что Запад разделяет озабоченность России. Но в их подходах есть принципиальное различие: Евросоюз и США винят в возобновлении боевых действий ополченцев и Москву, которая не стала им препятствовать.
При этом президент Украины Петр Порошенко заявил, что едет в Минск для немедленного прекращения огня без всяких условий, выдворения с Донбасса «иностранных войск» и закрытия российско-украинской границы. Но если добиться этого не удастся, украинский лидер готов к дальнейшей эскалации конфликта: «И я, и правительство, и Верховная рада готовы к переходу к принятию решения о введении военного положении на всей территории Украины. Я не буду сомневаться с решением, если безответственные действия агрессора приведут к дальнейшей эскалации конфликта», — заявил Порошенко на расширенном заседании правительства перед поездкой в Минск.
«МК» выяснил у экспертов, каким должно быть новое мирное соглашение, чтобы война на Украине наконец прекратилась:
Сергей Марков, политолог:
— Скорее всего, стороны договорятся о том, что Новороссия остановит свое наступление, а Киев прекратит обстреливать ее города. Такой обмен будет включать в себя отвод тяжелых вооружений, создание демилитаризованной зоны и укрепление сил мониторинга. Это огромные уступки с обеих сторон, так как Киев отчасти прекращает свою политику массового убийства жителей Донбасса, что является его стратегической концепцией, а ДНР и ЛНР оставляют в руках Киева Мариуполь, Славянск, Краматорск и другие города, которые голосовали за их независимость.
Но стратегически мир может наступить только в том случае, если Украина станет федерацией и вернется на путь демократии. Сейчас это невозможно, так как возвращение Донбасса приведет к расследованию преступлений на Майдане, в Одессе, Мариуполе и Краматорске, встанет вопрос о том, кто отдавал приказ об обстреле Донецка запрещенными видами оружия. В результате Турчинов, Аваков, Яценюк, Наливайченко, Парубий и Коломойский окажутся за решеткой. Находясь у власти, они этого никогда не позволят. Наиболее вероятно повторение августовского сценария, когда было установлено временное перемирие и обе стороны занялись усиленным военным строительством.
Константин Затулин, директор Института стран СНГ:
— Прошлые минские договоренности не могли привести к умиротворению, потому что являлись недостаточно комплексными и допускали многочисленные толкования. Это оставило простор для Киева, чтобы, используя Минский протокол, попытаться дипломатическим путем подавить сопротивление ДНР и ЛНР.
Есть надежда, что какие-то компромиссные результаты от новой встречи мы все же получим. Чтобы проследить за соблюдением режима прекращения огня, в регион могут быть направлены миротворцы. Но нет уверенности, что Украина и Новороссия смогут договориться по составу миротворческого контингента и его полномочиям, так как не доверяют союзникам друг друга.
В целом новый документ не должен ограничиваться вопросом прекращения огня и созданием демилитаризованной зоны. Его будет ждать судьба прежних минских соглашений, если в нем не будет четко и ясно сказано, что стороны конфликта должны решить свое будущее в рамках переговоров, а не на поле боя, и что общей целью являет политический диалог и проведение таких мер политического переустройства, где Донецку и Луганску будут гарантированы самоуправление и возможность продолжения существования в составе Украины.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня