В ней нас в очередной раз пугают близящимися временами тотального дефицита и пророчат, что уже летом магазинные полки опустеют. В качестве первоисточника большинство распространяющих слухи ресурсов ссылаются на публикацию Газеты.ру, в которой издание рассказывает о проблемах российских импортеров.
В частности, последние якобы жалуются, что зарубежные поставщики требуют предоплату, местные банки отказываются выдавать под эти цели кредиты, а европейские страховщики — страховать финансовые риски. Это отразиться на всех категориях заморских товаров, убеждает Газета.ру, но больнее всего ударит по импортерам одежды. Издание также отмечает, что подобных условий не наблюдалось аж с 90-х годов. Что ж, давайте разбираться, предстоит ли нам уже через несколько месяцев ходить голышом, голодать и искать по всей стране иностранную технику.
Раз уж Газета.ру помянула условия лихих 90-х, к которым якобы вернулись отечественные импортеры, и мы вспомним, что творилось в те времена. Промышленность страны была разрушена, магазинные полки действительно опустели, причем дефицит увеличивался пропорционально удаленности от столицы, царила безработица, было уничтожено сельское хозяйство. Но даже тогда народ худо-бедно оказывался накормлен, одет и обут. Обеспечивали это челноки. Причем основная их масса не была коммерсантами по зову души, а занималась этим от безысходности. Оставшиеся без зарплаты врачи, учителя, инженеры и рабочие ехали в Москву или мчали за границу, откуда завозили товары первой необходимости, снабжая ими население и обеспечивая себя средствами к существованию. Важный момент: делали они это на свой страх и риск, закупались на собственные сбережения, либо набирали долги по соседям, то есть без всякой поддержки банков или государства и не обладая теми ресурсами, которые есть сегодня у крупных игроков импортного рынка. И ведь умудрялись как-то обеспечить страну товарами без всякого нытья про необходимость предоплат.
Да и зависимость от импорта сегодня значительно меньшая, чем в то время. И благодаря взятому государством курсу на импортозамещение, с каждым днем она снижается все сильнее. Помнится, когда мы вводили продовольственное эмбарго, визгов про то, что опустеют полки супермаркетов, тоже хватало. Что же мы видим спустя время? Продукты все есть, более того, за счет импортозамещения собственное производство стало расти еще стремительнее. Уже спустя пару месяцев, благодаря господдержке сельского хозяйства и запрету на импорт, резко увеличилось производство сыров и мяса. Открываются новые крупные продовольственные комплексы, а зарубежные компании, не желающие терять российский рынок, делают упор на изготовление своей продукции у нас. Даже набившие оскомину хамон с пармезаном, о которых так плакали господа либералы, противящиеся продовольственному эмбарго, мы теперь делаем сами.
И эти тенденции прослеживаются во всех отраслях российского производства. В швейной промышленности в том числе, так что страх остаться без одежды преждевременен. Многое из того, что представлено в магазинах, сегодня делают в России. Причем даже те марки, которые некоторые принимают за импортные, на самом деле шьются у нас на Родине. Например, производитель джинсовой одежды (символ зарубежных шмоток времен Советского Союза) Gloria Jeans шьет свою продукцию в Ростове. Обувь Ralf Ringer поступает на прилавки с фабрик Москвы, Владимира и Зарайска. Бытовая техника, посуда, текстиль, стройматериалы, косметика — все это мы давно научились производить сами. И количество российских фабрик, равно как и их качество непрерывно растет. Так, к примеру, в Астраханской области заработало производство пуховиков на базе модернизированной линии швейного гиганта «Дельта», снабжавшего плащами полстраны, пока сюда не хлынул поток импорта. Примечательно, что эта фабрика выпускает пуховики не только под собственными брендами, но шьет и для таких именитых компаний как Adidas и Reebok.
Ну а как же пафос и лоск, спросите вы меня. Мол, негоже это, одеваться в костюмы от «Большевички», хотим последние коллекции Gucci и Prada. И на это я отвечу вот что. Даже если допустить, что с их импортом могут возникнуть проблемы, желающие одеваться в люксовом сегменте возможность для этого найдут. Учитывая стоимость таких шмоток, вряд ли плакальщиков по элитной одежке будет сколь-нибудь больше, чем по тому же хамону и пармезану. Да и эти люди смогут купить желанную вещицу во время очередного турпутешествия. Но и все, у кого достаток несколько скромнее, всегда имеют возможность воспользоваться услугами интернет-магазинов и заказать пропавшую с прилавка одежду напрямую из-за бугра. Впрочем, российские производители о люксовом сегменте также не забывают. Наши кутюрье одевают не только модниц из числа соотечественниц, но и многих мировых знаменитостей.
Впрочем, вряд ли эти рецепты действительно кому-то пригодятся, потому как есть немало поводов сомневаться, что импорт зарубежных товаров в ближайшее время снизится сколь-нибудь заметно. Для того, чтобы это понять, в первую очередь следует вспомнить, по каким правилам играет рынок. Можно произвести хоть целый склад товаров или заказать их у поставщиков, но прибыли это не принесет ровно до тех пор, пока на эту продукцию не найдется покупателя. Отсюда и все знаменитые истины про «спрос рождает предложение» и «клиент всегда прав». То есть рознице конечный покупатель важнее, чем она ему. Мы вольны воротить нос и долго выбирать магазин, наиболее полно удовлетворяющий нас по соотношению цен, сервиса, ассортимента, расположения, дизайна в конце концов. Магазины же вынуждены соревноваться в скидках, акциях, бороться за клиента, чтобы он сделал выбор именно в их пользу. Ровно такие же принципы действуют в отношениях поставщиков и оптовых покупателей, в том числе импортеров.
Зарубежные поставщики прекрасно понимают, что если они будут устанавливать неприемлемые закупочные условия, им предпочтут конкурентов. И российский рынок терять заграничному производителю ох, как не хочется. Это доказывает уже упомянутое выше продовольственное эмбарго, когда иностранные компании и рады бы поставлять нам свою продукцию, да нельзя. Ведь никто из них тогда не говорил про курс доллара или иные нюансы взаимоотношений с импортерами. Молили об одном: пустите на ваш рынок. И касательно той же одежды будет то же самое. Производители отдают себе отчет, что стоит им освободить место, его немедленно займут другие. Не местные компании, так китайские, которые всю эту одежду, собственно, шьют и в сотрудничестве с Россией весьма заинтересованы.
Другое дело, что терпеть ситуацию, когда российский импортер, не получив кредит, разводит руками и отказывается платить, тоже никто не будет. Но кризис — это такое время, когда отсеивается неприспособленный к жизни бизнес, рассчитанный на легкую сверхприбыль. И выживают лишь те, кто умеет договариваться, находить неожиданные решения, оптимизировать расходы и скрупулезно отлаживать механизм своего предприятия. Думаю, что панику вокруг проблем импортеров разводят коммерсанты из числа первых. Вторые же воспринимают их как трудности, которые необходимо преодолевать. И наверняка преодолеют.
Хотя, еще более вероятно, что паника вокруг грядущего дефицита зародилась в отделах маркетинга российских импортеров. Зарабатывать на слухах отечественные магазины очень любят. Вспомните историю с гречкой, цены на которую тут же взлетели, едва в сеть вбросили информацию, что ее не хватает. Или декабрьские очереди за ненужной бытовой техникой, в которые народ вставал «спасая» свои кровно заработанные. Люди-то потом убедились, что обещанный крах не наступил, и судорожно размышляли, куда деть три купленных стиральных машины. А вот продавцы, явно не без удовлетворения, подсчитывали сорванный куш.
Сейчас же потребительский бум спал, и на складах затоваривание. Почему бы не пустить слух, что скоро все исчезнет, подстегнув тем самым спрос? Однако прежде чем бежать и закупаться импортным шмотьем на годы вперед, задумайтесь, стоит ли финансировать чужую жадность из собственного кармана?