Девять успешных предпринимателей, участников всероссийского фотопроекта «Бизнес в объективе», рассказали о достоинствах и недостатках своих регионов
для малого и среднего бизнеса на основе личного опыта, а также поделились цифрами своих стандартных расходов.
Роман Шишлин
АГРОФИРМА «ВОЛГОГРАДСКОЕ ПОДВОРЬЕ»
герой портала «ЧесТнок»
Мы выращиваем и продаём овощи. Работаем в Волгоградской области, поэтому и овощи в основном южные: томаты, баклажаны, сладкий перец, в зимний период — лук, морковь. Пока бизнес небольшой: 150 гектаров, сельхозтехника, грузовики, склад, офис. Можно увеличивать объём производства, но мы решили развиваться в сторону переработки: это сложнее, интереснее и продукт получается классный. Наши вяленые томаты в масле будут повкуснее итальянских.
Фермерством я занялся в начале 2000-х годов. Купил старый грузовичок и стал возить овощи на рынок. Потом взял свой первый гектар в аренду, обрабатывал землю сам, вместе с женой. Через пару лет появились первые сезонные рабочие. В 2011 году зарегистрировал агрофирму, привлёк инвестиции, вот тогда и началась большая интересная работа. Всё было в новинку. Пока мы не получаем никакой прибыли: быстро развиваемся, очень много пробуем, но и делаем ошибки. А в сельском хозяйстве цена ошибки — один год. Не вышло что-то — приходится ждать следующего сезона, чтобы исправиться. Сейчас мы уже нащупали свою стезю, пришло понимание, как надо работать с розницей. Так что, думаю, двигаемся в правильном направлении.
Вырос я в Волгограде и работаю в Волгограде. Где родился, там и пригодился. Но своей продукцией мы уже охватили пол-России: ведём поставки от Москвы до Ижевска. А если развернём большое производство вяленых овощей, то о нас узнают и в остальной части нашей родины.
Специфика региона, конечно, есть. У нас очень жаркий и сухой климат, поэтому наши овощи получаются мясистыми, с очень насыщенным вкусом. Их легко узнать. До сих пор в летний сезон люди стараются брать помидоры именно из волгоградского региона.
Минусы тоже есть, но не скажу, что они уникальны для нашего региона. Большая проблема с кадрами, причём квалифицированными. Агрономов с опытом, например, найти очень сложно. Банки нас практически не замечают как класс: не существует в реальности банковских продуктов для сельхозпроизводителей. Но мы работаем, не унываем. Бог даст, всё сложится, как задумали!
Комментарии экспертов
КОНСТАНТИН БАСМАНОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВЛЕНИЯ ПРОМСВЯЗЬБАНКА, ЧЛЕН ПРАВЛЕНИЯ «ОПОРЫ РОССИИ»
Бизнес России многолик. Зачастую его специфика определяется даже не регионами, а конкретными городами. В числе причин — различия в географии, специализация территорий, качество и доступность инфраструктуры поддержки предпринимателей. Яркий пример — близкие друг к другу Владивосток и Хабаровск. Стремительный и динамичный бизнес портового Владивостока можно противопоставить размеренному и осторожному предпринимательскому поведению хабаровчан. Активный с точки зрения бизнеса Уральский федеральный округ характеризует уникальное соединение производственной и интеллектуальной сфер бизнеса. К примеру, челябинские компании малого и среднего бизнеса тесно связаны с производством, в то время как предприниматели Тюмени развивают своё дело в научной сфере. Стоит отдельно отметить Тюмень как регион, в котором создана эффективная инфраструктура поддержки молодёжного бизнеса. Госорганы и общественники тюменского региона инвестируют серьёзные ресурсы в акселерацию молодых предпринимателей, решая стратегические задачи по созданию в будущем успешного бизнес-сообщества. На бизнес-карте России заметно отличается молодёжь Сибири — очень амбициозная, вовлечённая, перспективная. Статистика венчурного фонда Промсвязьбанка и «Опоры России» это подтверждает. В 2014 году семь молодых предпринимателей из этого региона получили инвестиции на развитие проектов. Этот результат сопоставим только с Москвой, где картина предпринимательской активности качественно отличная от других регионов. Московский регион можно сравнить с инкубатором, где появляются и растут самые смелые бизнес-проекты, которые потом тиражируют в масштабах всей страны. Показатели продаж и прибыли практически любой национальной компании говорят о том же — львиная доля клиентской базы и основной объём продаж всегда сосредоточены здесь. Каждый регион и каждый город уникальны. Поэтому любому предпринимателю важно не только знать
потенциал своей территории и уметь его использовать, но и быть в курсе возможностей других возможностей регионов. Это позволит не только построить эффективный бизнес, но и успешно его масштабировать.