В Мире

Китай сделал ставку на резервный генетический фонд

13р

В течение трех последних десятилетий КНР развивается усиленными темпами и добилась уверенного положения в плане промышленности и научного развития. В настоящее время перед Россией стоит аналогичная задача: осуществление новой промышленной революции и необходимость возвращения отношения к науке, фундаментальной и прикладной, до адекватного уровня. В связи с этим опыт Китая бесценен, но применим ли он в условиях России?

Китай в первую очередь стремится вернуть на родину ученых и предпринимателей, причем сугубо на добровольной основе. В 2000 г. в интервью журналу «Science» Цзян Цзэминь (Председатель КНР с 1993 г. по 2003 г.) заявил, что «вполне понятна» позиция китайцев, получивших образование за рубежом, пока не возвращаться — не для всех специалистов есть возможность предоставить необходимые условия работы. При этом они рассматриваются как «ценный резервный фонд» китайской нации.

В Китае был реализован ряд программ по привлечению китайских ученых и других специалистов к работе на родине: «Подготовка талантов для XXI века» (1993), «100 талантов» (1994), программа без специального названия в 1994 г., «100, 1000 и 10 тыс. талантов» (1995), «Весенние бутоны» (1996), «Янцзы» (1998), последняя — «1000 талантов» (2008), осуществляемая под контролем ЦК КПК и направленная на фокус-группу ведущих специалистов. Таким образом, политика возвращения на родину специалистов для Китая является осознанной и последовательно осуществляемой. Важно отметить, что она реализуется как при государственной поддержке, так и при помощи частных инвесторов — например, программа «Янцзы» была реализована на средства министерства образования КНР и гонконгского магната Ли Кайшина, который вложил 9,5 млн долларов.

Программы меняются в связи с изменением условий: если первые программы были направлены именно на ученых, то программа 2008 года — на крупные предприятия и государственные коммерческие организации в области высоких технологий. Как упоминалось, в зонах технологического развития городов создаются «технопарки для открытия бизнеса», нацеленные на «бизнес-инкубаторы» высоких технологий, обеспечиваемые налоговыми и другими льготами. В 2009 г. действовало около 70 «бизнес-инкубаторов», в 2011 г. — 150, а к 2015 г. запланировано 200 стартовых «бизнес-инкубаторов», которые объединят около 15 тыс. предприятий, созданных при участии репатриантов, причём планируется привлечь не менее 0,5 млн специалистов из числа зарубежных китайцев.

КНР с 2000 года проводит ярмарки вакансий для зарубежных китайцев от государственных и частных компаний, существуют специальные компании «охотников за умными головами» (пример: «Wang & Li Asia Resources»). Помимо непосредственно репатриации, Китай широко практикует организацию тематических конференций по науке и технике, поддерживает форумы зарубежных китайских ученых, существует специальный журнал «Shen zhou xue ren», играющий роль «моста» между китайскими учеными за рубежом и организациями КНР.

Таким образом, уже более четверти века правительство КНР продумывает и организует все новые способы притяжения лучших умов, в основном бывших соотечественников. При этом имеется понимание, что для китайских ученых «с именем», имеющих прочное положение в зарубежных научных центрах и технопарках, предпочтительна не репатриация, а сотрудничество с визитами на родину. Была выработана формула «через эмигрантов привлечь эмигрантов, через эмигрантов привлечь иностранцев, через эмигрантов привлечь тайваньцев». В целом для Китая характерны следующие принципы взаимодействия с соотечественниками за рубежом:

·  сочетание патерналистской политики с использованием потенциала диаспор;

·  постоянное ведение диалога с зарубежными китайскими диаспорами;

·  упор на привлечение с специалистов по новым технологиям, способствующих продвижению китайских компаний на мировой рынок.

Чем отличается ситуация в России от китайской, можно ли использовать китайский опыт?

Обычно заявляют, что китайцев и так много, а в РФ демографическая ситуация напряженная. Это верно, но частично. Вопрос имеет два аспекта: общее количество населения и низкая заселенность некоторых территорий — именно поэтому пытаются скрестить ежа с ужом, зазывая в программе переселения соотечественников сразу в Сибирь, что рассматривалось в предыдущей статье.

В плане заселенности территорий Китай имеет ту же проблему: юг и восток страны имеет плотность населения до 800 чел./кв.км, а на юге провинций Чжэцзян и Фуцзянь поставлен мировой рекорд в 1200 чел./кв.км, то шестая часть территории — пустынные и высокогорные районы, а две пятых — засушливые степи, с плотностью населения 5 чел./кв. км. и меньше. Однако репатриантам Китай позволяет поселяться где угодно — именно потому, что упор делается на высококвалифицированные кадры.

В РФ, к сожалению, нет дифференцированной политики по отношению к репатриантам. Ознакомимся с Федеральным законом от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Согласно таковому соотечественниками являются «лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.  Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации», в том числе «выходцы (эмигранты) из Российского государства».

Таким образом, «соотечественник» мог никогда не жить в РФ или СССР, а быть потомком кого-либо, проживавшего еще в Российской Империи, при этом к коренным народам можно принадлежать «как правило», но не обязательно. Что касается «свободного выбора» — то ничего не говорится о том, что должно за этим следовать, т. е. выбор-то сделать можно, а вот реально интегрироваться в культуру? Другими словами, приехать может почти кто угодно: справку о том, что предки проживали на территории сейчас независимого государства в каком-нибудь ауле, сделать несложно. Скажем, для организации наркотраффика вкупе с легализацией гастарбайтеров из того же Таджикистана такое положение дел очень удобно, между тем как квалифицированные кадры требуют особого подхода — как в Китае.

Смотря на политику по отношению к репатриантам в РФ, возникает ощущение, что чиновники, изобретающие соответствующие законы, избирательно применяют диалектический материализм, делая ставку только на количество и ожидая, когда оно перейдет в качество. Не сработает, знаете ли.

В приложении к России в плане обсуждаемой темы необходимо, опять же, не смешивать две различные задачи:

1.  Репатриация на Родину соотечественников;

2.  Решение демографической проблемы.

Это — разные задачи. Их можно и нужно решать параллельно, но недопустимо смешивать. России необходимо вырваться из либерального финансового капитализма и осуществить новую индустриализацию, для чего требуется программа привлечения специалистов, включая зарубежных, предпочтительно — соотечественников, и здесь необходимо заимствовать опыт Китая, прошедший проверку практикой. В том числе делать упор не столько на переселение, сколько на совместную работу с остающимися за рубежом соотечественниками.

Решать же демографическую проблему необходимо не через завоз рабочей силы неизвестной квалификации и с лишь формально заявленным желанием интегрироваться в русскую культуру, а созданием той самой «уверенности в завтрашнем дне», т. е. стабильного развития страны со значительным вниманием социальным программам, которые должны реально работать — тогда дети в стране начнут появляться, так сказать, естественным путем. Формальные попытки «решить» демографический вопрос путем миграции (переходит она в репатриацию или нет, не так важно) — это лишь стремление крупного бизнеса завезти дешевую рабочую силу и не более того. На секунду задумайтесь: зачем РФ низкоквалифицированные репатрианты, если существует безработица? Пособия-то они получат, а какова будет отдача для страны? Просто платить на размножение всем, кто бы ни приехал? Посмотрите на Европу.

И, в плане использования опыта КНР, необходимо не только строить далеко идущие планы с русским размахом, но и проверять конкретные действия практикой, прежде чем внедрять повсеместно; как говорят китайцы: «переходить реку, ощупывая камни».

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.