Визит интересен по нескольким причинам. Во-первых, в составе внушительной российской делегации присутствовали руководители МИДа, Минэкономразвития, Минпромторга, Минсельхоза, Росатома, Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству и Российского фонда прямых инвестиций – не для пустого трепа и популистских заявлений встретились.
Во-вторых, это первый визит российского президента в регион после «арабской весны», что подчеркивает серьезные намерения российской стороны. В-третьих, подписанные соглашения между двумя сторонами гармонично выглядят на фоне российского разворота на Восток и центробежных антиамериканских движений в регионе, о чем подробнее в самом конце.
Оценка результатов переговоров и перспективы дальнейшего сотрудничества требует краткой исторической справки по непродолжительным, но продуктивным взаимоотношениям между Россией и Египтом. Плотное сотрудничество между нашими странами неразрывно связано с именем крепкого государственника Гамаль Абдель Насера, превратившего полуколониальную страну в действительного лидера арабского мира. Что примечательно, Ас-Сиси считает себя как идейным последователем Насера. Оформление Египта как важнейшего союзника СССР на Ближнем Востоке произошло в середине 50-х годов, и, по законам советской интернациональной политики сопровождалось оказанием масштабной помощи по всем фронтам. При активной поддержке Советского Союза в Египте было возведено около 150 крупных промышленных объектов, часть из которых и на сегодняшний день являются столпами египетской экономики. Многие египетские военные и дипломаты прошли обучение в советских академиях и университетах, и по-прежнему с упоением вспоминают свои студенческие годы. Так, к примеру, бывший президент Мубарак окончил Фрунзенское военно-авиационное училище.
Кризис в отношениях между СССР и Египтом наступил в середине 1970-х, что отчасти объясняется сменой политической ориентации в высшем египетском руководстве. В последующие годы Советский Союз, а после и РФ, по известным причинам игнорировали потенциал возобновления сотрудничества с Египтом. Оживление наступило лишь в начале 2000-х, однако все равно сводилось к тривиальным обоюдным визитам и обмену туристов на зерно. Новый этап взаимоотношений наступил после свержения Мухаммеда Мурси, и прихода к власти Ас-Сиси. Стоит отметить, что Россия стала первой страной неарабского мира, которую посетил новый президент Египта.
Визита Владимира Путина в Египте ждали давно, а на переговоры возлагали большие надежды. В этом нет ничего удивительного, так как египетско-американские отношения переживают серьезный кризис, отчасти объясняемый желанием Каира проводить независимую политику. К тому же, доверие к США в регионе в ближайшее время можно будет смело умножать на ноль. На сегодняшний день Египет заинтересован в восстановлении страны, серьезно пострадавшей в ходе революционных потрясений, и стабильности в регионе, полыхающем со времен «арабской весны». Российские же интересы полностью вписываются в негласную доктрину разворота на Восток, и данный визит является логичным продолжением потрясающей внешнеполитической активности нашего президента, за которой не был замечен еще ни один российский лидер за прошлый век. В целом, почва для переговоров созрела плодотворная.
Встреча Владимира Путина была обставлена помпезно, что вызвало раздражение в западной прессе, определившей данную поездку как шоу. Подобная реакция, видимо, объясняется едким разочарованием от сопоставляемых образов Путина и Обамы, где последний выглядит как зарвавшийся нувориш. В том же Израиле визит Обамы непременно сопровождается перекрытием дорожного движения, чего Путин себе не позволяет из уважения к принимающей стране. Жевать жвачку на военном параде или вывести в свет свою супругу без головного убора, находясь в мусульманской стране, наш президент тоже себе никогда не позволял. Но это лирика. Центральные улицы города встречали Владимира Путина его портретами, любезно размещенными на всех столбах по пути маршрута. Местная пресса отмечает, что подобного ажиотажа в Каире не было давно: визит Путина стал главной темой для обсуждения не только в СМИ, но и на улицах города. Реакция египтян на появление нашего президента сильно напомнила ликование сирийцев, встречавших российских дипломатов. Непосредственно визит прошел в свойственной и узнаваемой манере Путина, предполагающей использование предоставленного времени по максимуму. После посещения Каирской оперы, российский президент отправился на встречу с Александрийским патриархом Федором II, греком по национальности, который в свое время проживал в советской Одессе. В ходе разговора обсуждались не только возможности сотрудничества РПЦ с христианами Египта, но и взаимоотношения Греции с Россией.
На переговорах российская и египетская делегации обсуждали стратегические вопросы, начиная с сотрудничества в атомной энергетике и заканчивая проблемой деэскалации конфликтной составляющей в регионе. Рассмотрим основные договорённости.
Энергетика. На совместной пресс-конференции президент Египта заявил, что надеется на участие «Росатома» в реализации проекта по возведению первой в стране АЭС «Дабаа» из четырех блоков, суммарной мощностью около 4 тысяч мегаватт. Стоит отметить, что возможность участия российской компании в строительстве обсуждается уже не первый месяц. Вероятность победы «Росатома» в тендере достаточно высока, так как корпорация предлагает не только возведение АЭС «постфукусимского типа», но и предоставление кредита на строительство. Также прозвучало заявление о желании «Росатома» создать полноценную атомную промышленность в Египте, не ограничиваясь одним только возведением АЭС. Помимо атомной энергетики обсуждались вопросы сотрудничества в газовой сфере. «Газпром» получил предложение произвести геологоразведочные работы на территории Египта. Также был подписан договор о ежегодной поставке египтянам шести партий СПГ.
Инфраструктура и промышленность. Предполагается, что в ходе ответного визита египетского президента будет подписано соглашение о расширении Суэцкого канала и модернизации Асуанской плотины. Обсуждался так же вопрос модернизации крупных промышленных комплексов, построенных советскими специалистами. База для плодотворного сотрудничества в данной сфере уже оформлена: Минэкономразвития РФ и министерство инвестиций Египта подписали меморандум о привлечении инвестиций для модернизации и строительства объектов на территории Египта.
Вооружение. Вопрос поставок российского оружия в Египет, пожалуй, был самым ценным для Каира. За это, кстати, необходимо поблагодарить США, свернувших оружейные контракты после свержения Мурси. В прошлом году уже были заключены соглашения на предоставление Египту российского вооружения на сумму в 3,5 млрд. долларов. Информации по расширению «покупательской корзины» Египта пока что нет. Что интересно: исполнение контрактов на поставку российского вооружения финансирует Саудовская Аравия, рассматривающая Египет как гарантию собственной защиты от ИГИЛа – привет поклонникам теории о непоколебимом могуществе Соединенных Штатов в регионе.
Финансы и торговля. Не секрет, что египетский рынок является одним их крупнейших на Ближнем Востоке (90 млн. потребителей), что делает его привлекательным для ряда российских производителей. И в ходе переговоров прозвучали новые предложения о проекте формирования зоны свободной торговли между Египтом и Россией. Участники переговоров не обошли стороной и вопрос локального перехода на расчеты в национальных валютах. В первую очередь это относится к туристической отрасли Египта, которая нынче пребывает в печальном положении – поток российских туристов за последние полгода сократился, несмотря на то, что за первые два квартала 2014 года вырос в два раза по отношению к показателям прошлого года. И мера, предложенная Путиным, будет действительно эффективной для восстановления и повышения спроса на известные всем россиянам курорты. Очередной маленький шаг на пути к дедолларизации мировой экономики.
Значимость сближения России и Египта в рамках современной мировой системы сложно переоценить. Сформировался новый союзный узел в региональных хитросплетениях. Тут необходимо обозначить разницу в подходах России и США. Штаты по традиции разделяют регион на своих союзников и врагов, изредка заключая союзы с первыми, и уничтожая вторых. Наличия системной логики в действиях США с момента распада СССР не наблюдалось. Россия же придерживается либо подчеркнутого нейтралитета, либо следует в фарватере заключенных союзных соглашений. Того же Асада мы не сдали, что по достоинству оценили даже саудиты. Расклад в регионе следующий. У России прекрасные отношения с Сирией, Ираном, Турцией, Израилем и теперь с Египтом. У Израиля отношения с Ираном и Турцией как-то не сложились. Египет общий язык с Израилем нашел на почве борьбы с терроризмом. Турция с Сирией много чего поделить не могут. Однако стремление к деэскалации конфликтов в регионе присуще всем, что предполагает совместный диалог. И диалог этот без России невозможен – необходим посредник, уж таковы реалии ближневосточной политики. Именно это и означает распад блочной системы с последующим переходом к системе многогранной, которая выстраивается за счет образования подобных союзных узлов.
Таким образом, заключенные соглашения и озвученные интересы двух сторон позволяют говорить об очередном шаге к переформатированию политического пространства Ближнего Востока. Как уже было озвучено выше, в регионе доверия к Соединенным Штатам больше нет: американцы последовательно сдавали, предавали, шантажировали и уничтожали почти всех своих союзников. Заигрывание с терроризмом, от которого страдает каждое второе государство на Ближнем Востоке, тоже не добавляет уважения к американцам. Отдельно отметим, что отношения между США и их верным союзником Саудовской Аравией переживают глубокий кризис. Попытки снести режим Асада, обернувшиеся образованием халифата на границах крупнейшей арабской монархии, подорвали доверие к американцам. Антиамериканские настроения, стремительно расширяющие свою географию, в купе с неэффективностью модели ручного управления кристаллизуют новую систему равноправных отношений в регионе, в которой России отведено почетное место не только конструктора, но и миротворца. Предложенная система означает планомерный демонтаж устаревшей конструкции американского господства на Ближнем Востоке. И скорей всего, в переформатированном регионе столпами коллективной безопасности станут четыре государства: Россия, Иран, Египет и Турция. А теперь вспомним: в каких из перечисленных стран за последний год побывал Владимир Путин?