Такого количества захватывающих событий в области изучения космического пространства не было с 1960-х годов.
Американское агентство НАСА недавно совершило пробный запуск корабля «Орион» — первого пилотируемого космического аппарата после закрытия программы «Спейс Шаттл». НАСА также разрабатывает мощный носитель SLS, который по своим характеристикам может сравниться лишь с американским «Сатурном-5» — самой грузоподъемной космической ракетой в истории. Европейское космическое агентство спустило аппарат на поверхность кометы в 510 млн километров от Земли. Китай работает над созданием «Тяньгун-2» — второй по счету орбитальной станции.
Кроме того, на экономику космической отрасли влияют частные компании, которые разрабатывают суборбитальные и орбитальные пилотируемые полеты и даже экспедиции на Марс.
В ближайшие несколько лет завершится строительство телескопа имени Джеймса Уэбба — орбитальной обсерватории размером с теннисный корт. Устройство разместят в одной из точек либрации системы Земля-Солнце.
Возможно ли создание лунных баз и колонизация Марса к 2020-м годам?
Космическая одиссея
Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратились к нескольким экспертам в области исследований космоса: Скотту Пейсу, директору американского Института космической политики в Вашингтоне; редактору журнала Spaceflight, в прошлом — сотруднику НАСА Дэвиду Бейкеру и профессору планетологии в британском Открытом университете Монике Грейди.
Наши эксперты сходятся во мнении, что в краткосрочной перспективе направления развития космических исследований предсказать довольно непросто, не в последнюю очередь из-за влияния факторов внутренней и внешней политики. При этом нашлось целых шесть тем, прогнозы по которым у опрошенных экспертов не совпали.
Человечество вернется на Луну
Бейкер: Это произойдет хотя бы потому, что Луна — вот она, висит у нас над головой, достаточно только взглянуть на небо. Полет до нашего спутника занимает всего три дня, и задача отправки туда астронавтов в относительно краткосрочные экспедиции технически вполне осуществима. Китай очень серьезно настроен по поводу запуска пилотируемого корабля к Луне.
http://youtu.be/xzhmt8tfmSc
Грейди: Я думаю, на Луне будет создана полупостоянная база. О колонизации речь не идет, но Луну можно было бы использовать для запуска экспедиций на Марс и к другим объектам Солнечной системы.
Пейс: Проблема нынешней политики США в области космических исследований заключается не только в том, что мы сняли Луну с повестки дня и предпочли ей довольно туманные перспективы полетов к Марсу и астероидам. Мы еще и подвели большое количество международных партнеров, заинтересованных в изучении Луны. Необходимо возобновить работы по лунной программе, поскольку она имеет геополитическую, технологическую и экономическую ценность как для США, так и для наших основных партнеров.
Но на Марс мы пока не полетим
Грейди: Сейчас Марс является приоритетной целью пилотируемых экспедиций. Тем не менее, я не вполне понимаю, что именно должно произойти после того, как мы на него слетаем и водрузим там флаг. Сейчас идут споры по поводу возможного превращения всего Марса в охраняемую зону наподобие заповедников на Земле.
Пейс: Когда НАСА заявило, что собирается отправить пилотируемую экспедицию на Марс, многие иностранные космические агентства дали понять, что им участие в подобной программе не по зубам. В стратегическом смысле США выбрали направление исследований, исключающее возможность международного сотрудничества — наиболее важного ресурса в современном мире.
Бейкер: По сути НАСА попало в зависимость от имиджа, который ему навязали в Белом доме. Представления общества о том, какими возможностями располагает НАСА, весьма отличаются от реального положения дел. Новый пилотируемый корабль «Орион» рассчитан максимум на трехнедельный автономный полет. Он не сможет поддерживать жизнедеятельность астронавтов при многомесячном перелете к Марсу. Нынешние планы марсианской экспедиции опасны своей непродуманностью и несвоевременностью.
Китай и Индия — крупные космические державы
Бейкер: Индия и Китай участвуют в космической гонке. Я полагаю, что конкуренция между этими двумя странами в ближайшие несколько лет будет постепенно усиливаться.
Пейс: Вряд ли стоит говорить в этом случае о космической гонке. Для Китая национальная космическая программа является средством усиления патриотических чувств населения и, как следствие, повышения рейтинга популярности Коммунистической партии. Кроме того, это и возможность развивать космическую отрасль, а также прививать молодому поколению китайцев интерес к науке и технике.
Бейкер: В странах Запада космические программы пересматриваются при каждой смене правительства. Из-за отсутствия последовательности в политике исследования космоса впустую тратится слишком много времени и финансовых ресурсов. У Китая в этом смысле есть преимущество — его недемократическая политическая система способна составлять планы на несколько лет вперед и добиваться выполнения поставленных задач.
Будущее МКС
Пейс: НАСА намерено сохранить свое присутствие на Международной космической станции до 2024 г. Вопрос в том, останутся ли к этому времени на станции наши российские партнеры. Это зависит от дальнейших отношений между Вашингтоном и Москвой. И американская, и российская космические программы в очень большой степени завязаны на МКС, в этом смысле мы сильно зависим друг от друга. Сейчас делается все возможное для того, чтобы проблемы во взаимоотношениях между двумя странами не повлияли на программу совместной эксплуатации МКС.
Бейкер: Россияне не смогут эксплуатировать МКС в одиночку, поскольку вся она им не принадлежит. Думаю, станцию просто сведут с орбиты. К 2020 г. срок службы ее первоначальных модулей перевалит за 20 лет.
Пейс: Будущее станции зависит от будущего международного партнерства. Если у нас не будет четкого понимания того, чем мы собираемся заниматься после закрытия программы МКС, мы просто останемся не у дел. Разумеется, пилотируемая космонавтика на этом не закончится, но лидером в этой области Запад быть перестанет.
Бейкер: Существуют серьезные опасения по поводу технического состояния МКС. За последний год количество человеко-часов, затраченных на поддержание ее работоспособности, заметно выросло.
Пейс: К середине 2020-х гг. Китай выведет на орбиту собственную станцию, и европейцы обсуждают с Пекином возможность запускать к ней своих астронавтов.
Космический туризм от частных перевозчиков
Бейкер: Думаю, что XCOR Aerospace (американская компания, разработавшая суборбитальный космоплан горизонтального взлета и посадки. — Би-би-си) и Virgin Galactic (фирма, планирующая организовывать суборбитальные космические полеты. — Би-би-си) начнут возить людей в космос. Разумеется, их клиентура в основном будет состоять из туристов-толстосумов, но, на мой взгляд, у этих проектов имеется и потенциал в смысле проведения суборбитальных научных экспериментов.
Грейди: Первыми в космос отправятся миллионеры и люди, помешанные на современных технологиях (возможно и сочетание этих качеств) — точно так же, как сверхбогачи стали первыми пассажирами самолетов. Не будем забывать, что на заре пассажирской авиации многие авиакомпании — например, British Airways — являлись государственными предприятиями. Та же история произойдет с полетами на Луну. На данный момент такие программы по силам лишь государственным космическим агентствам, но постепенно ими начнут заниматься и частные компании наподобие SpaceX и Virgin Galactic — или те, что придут вслед за ними.
Пейс: Отсутствие у американского правительства конкретных планов в области освоения космоса после окончания эксплуатации МКС таит в себе довольно серьезную угрозу нарождающемуся коммерческому сектору. В отсутствие четко выраженного государственного спроса на развитие космических технологий частным компаниям будет очень непросто выжить. SpaceX и Orbital обязаны нынешним развитием своих возможностей миллиардам долларов целевых инвестиций со стороны НАСА.
Бейкер: Будущее — не за мегаконцепциями эпохи Вернера фон Брауна (немецкий пионер ракетостроения, принимавший непосредственное участие в лунной программе США. — Би-би-си), а за консолидацией частных корпораций и обретения ими независимости от государства. В этом случае, я думаю, результаты не заставят себя ждать.
Человечество продолжит покорять космос
Пейс: Чтобы понять, что представляет собой человечество, необходимо отдавать себе отчет в том, куда мы способны полететь, что мы там увидим, что нового можем узнать и какой опыт привезем на Землю. Мы хотим (и должны) увидеть как можно больше уголков космоса: в одних случаях — своими глазами, в других — при помощи автоматических станций.
Грейди: Несомненно, автоматика в будущем по функциональности сравняется со способностями человека, так что больше не будет нужды привлекать астронавтов к выполнению научных или технических задач. Но человечеству присуща любознательность — мы хотим принимать непосредственное участие в событиях и присутствовать при новых открытиях. Люди все равно продолжат летать в космос, но путь нам будут прокладывать роботы.
Бейкер: Хотя работа над крупными исследовательскими программами продолжится (и, надеюсь, завершится их реализацией), вряд ли подобные проекты станут основой развития исследований космоса. Скорее всего, отраслью будут двигать рынок и отдельные личности — уже сейчас происходит демократизация космической программы.
Грейди: Безусловно, космические исследования помогают развитию технологий и способствуют созданию новых рабочих мест. Например, британская космическая отрасль является один из крупнейших источников поступлений в госбюджет. Я смотрю в будущее с оптимизмом — космос продолжает вдохновлять и манить нас.