В России

Малый бизнес хоронят заживо

krizis-mozhet-stat-551-4122161

«Санкции убивают малый бизнес!», «Рубль дешевеет, бюджет набивают за счет предпринимателей!» «Путин все же уничтожил малый бизнес!». Подобными «как страшно жить» — комментариями полны ленты любой новости, рассказывающей о том, что очередной из миллиона интернет-магазинов, торгующих иностранным шмотьем, сделанным в Китае, но перепроданным с тысячепроцентной маржой из Европы с нашитым лейблом, закрылся.

Даже московское отделение «Опоры» вывесило статью: «Отсутствие перспектив для развития, или почему предприниматели массово продают бизнес». В ней не было ни слова об оценке перспектив для развития, зато зияла цифра:в 2014 году на учет встали 417,5 тыс. новых компаний, тогда как снялись с него 483,6 тысячи. А вот до 2013 года включительно в России открывалось больше юридических лиц, чем закрывалось. Статью с сайта «Опоры» зачем-то удалили, и зря, потому что тенденция в целом показательная и неплохая. Когда человек готов расстаться со своим малым бизнесом только от страха или роста доллара, туда такому бизнесу и дорога. Если весь бизнес состоит в том, чтобы продать нечто из Европы с адской маржой, то нужен ли нам такой бизнес?

Оценка ситуации с малым и средним бизнесом (у профессионалов принято сокращение МСБ или МСП – малые и средние предприятия) часто доходит до настоящего вздора. Например, поскольку реальной статистики не так много – все же процесс закрытия предприятия не так быстр, мерить решили по числу бизнес-лотов на Avito, которое, о, катастрофа!, выросло в 10-15 раз.

Кто только не отписался о том, как в том или ином регионе малому и среднему бизнесу становится страшно жить, используя эту глубочайшую аналитическую основу, благо можно просто зайти на сайт и выбрать нужный город. Позвольте, господа, Avito– это сайт, где люди продают ненужное барахло, которое, может быть, кому-то по какой-то причине окажется нужным. Но главное его предназначение – продать ненужное барахло! И то, что люди стали продавать больше ненужного барахла в виде интернет-магазинов, точек общепита, маникюрных салонов – преподносится, как ужасающее ухудшение предпринимательского климата.

Из более или менее объективных данных можно пользоваться, вероятно, оценками компаний, профессионально занимающихся продажей бизнеса. Они говорят об увеличении предложения на 25-30%. Частично эти данные подтверждают и данные некоторых бизнес-ассоциаций. Так, по прикидкам президента Федерации рестораторов и отельеров России, за первый квартал 2015 года закроются 30% московских ресторанов и кафе. Опять же, несложное уравнение с данными «Опоры» — «в 2014 году на учет встали 417,5 тыс. новых компаний, тогда как снялись с него 483,6 тысячи» — опять же дает около 30% закрытий с момента начала кризиса. Цифра неприятная, спору нет, но вовсе не шокирующая, тем более, что никто не собирается все оставлять как есть.

Правительство в своем антикризисном плане, который все подряд раскритиковали, пообещало «содействовать развитию малого и среднего предпринимательства за счет снижения финансовых и административных издержек». А именно: гранты инновационным предприятиям, иммунитет от антимонопольного контроля по ряду важных оснований, предоставление регионам права снижать ставку налога по упрощенной системе с 6 до 1 процента, увеличение числа видов деятельности с возможностью патентной системы налогообложения, возможность снижения ставки единого налога на вмененный доход с 15 до 7,5 процентов.

Мер, и впрямь, негусто и не слишком они понятны. Судя по всему, основные действия со стороны государства впереди. В ближайшем будущем пройдет заседание Госсовета, на котором будут утверждаться реальные и уже более понятные меры, в разработке которых принимают участие и сами бизнесмены. Уже сейчас видно, что добросовестный бизнес, как и раньше, так и сейчас, беспокоят не столько финансовые трудности, сколько коррумпированные бюрократы и неясные, часто меняющиеся правовые условия. Вот наиболее показательные примеры из обсуждений:

«Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы РФ предлагает снизить совокупный тариф страховых взносов для субъектов малого и среднего бизнеса до 14%».

Или вот мнение в ответ на еще одну новость:

«Власти прорабатывают возможность компенсировать банкам, кредитующим столичные предприятия, часть процентов в размере ставки рефинансирования, которая сегодня составляет 8.25%. При этом другие субсидии, которые действовали в предыдущие годы, в этом году, скорее всего, будут отменены».

Совершенно очевидно, что малому и среднему бизнесу нужны не только кредиты, но и реальные рычаги влияния на чиновников разных уровней. Какие? Судя по опыту развитых и быстро развивающихся стран, самое полезное решение – создание отдельного, ответственного за состояние дел в малом и среднем бизнесе, органа при президенте или в правительстве. Так, в США с 1953-го действует SmallBusinessAdministration, подобные ведомства работают в Европе и Японии. Они защищают интересы МСБ, отвечают за его должное развитие, решают проблемы, при этом успех малого и среднего бизнеса – мерило эффективности такого ведомства или министерства.

Такой правительственный орган также занимается созданием и взаимодействием разных саморегулируемых организаций по отраслям, типа ремесленных гильдий, которые также в разных странах являются важнейшими игроками и регуляторами. Например, в Японии дела, связанные с малым и средним бизнесом, ведет неправительственная Организация поддержки малого предпринимательства и инновационного развития регионов Японии. Может быть, учреждать новый правительственный орган – это лишь новый виток бюрократии и архаизм, можно привести в пример Индию, где Министерство по делам малого и среднего бизнеса было создано лишь в 2007 году.

Но оставим пока зарубежный опыт. Нам даже в совсем недавней истории есть, на что ориентироваться. В сложные 2008-2009 годы были осуществлены разные полезные меры. Доктор экономических наук Александр Виленский отмечает в их числе: «облегчение доступа малых предприятий к ресурсам; создание венчурных гарантийных фондов, расширение грантовой поддержки новых производств, создание финансовых институтов, которые учитывают специфику кредитования малых и средних предприятий; замещение лицензирования страхованием ответственности или финансовыми гарантиями; сокращение перечня сертифицируемых видов продукции; облегчение доступа МСП к инфраструктуре, включая электроснабжение; облегчение бремени налогообложения МСП; снятие административных барьеров».

При этом объем федерального финансирования составил 18,6 миллиардов рублей в 2009 году, что было сопоставимо с объемом государственной поддержки малого и среднего бизнеса в высокоразвитых странах.

И вот, хотя налоговые поступления в целом в кризисный 2009-й год сократились на 22 %, поступления от малого и среднего бизнеса не изменились, а по вмененному налогу даже выросли на 4 %. На следующий год они уже выросли на 19%. При этом МСБ практически не проводил сокращений, а 2009 году занятость на малых и средних предприятиях выросла на 50 тысяч человек.

И нет ни одной причины, почему новый кризис не может стать новым толчком для развития.
Посмотреть полностью: http://politrussia.com/ekonomika/krizis-mozhet-stat-551/

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.