Директор по исследованиям Высшей школы социальных наук, глава Центра исследований индустриализации Жак Сапир в своем официальном блоге написал, что спасти Минские договоренности можно только, если США дадут свое согласие на их применение. Французский эксперт отмечает, что США уже являются непосредственными участниками конфликта и играют ключевую роль в правительстве Киева. «Это отчетливо показывает заблуждение Меркель и Олланда, а также доказывает, что, пока США не дадут свое четкое согласие на исполнение договоренностей, не будет никакого шанса на их соблюдение», — пишет Сапир.
По мнению эксперта, надежной гарантией для установления продолжительного режима прекращения огня могут быть только миротворцы ООН, которые встанут между воюющими сторонами. «Но это решение должно быть принято правительством Киева и одобрено Советом Безопасности ООН, что подразумевает согласие США. Именно здесь находится предел принятия решений Меркель и Олланда», — пишет Сапир.
Француз считает, что США должны подать четкий сигнал, что они настроены на мир или войну. Барометром может стать вопрос поставок американских летальных вооружений Киеву, который, несмотря на перемирие, активно обсуждается в Вашингтоне. К примеру, бывший президент Грузии Михаил Саакашвили, которого официально назначили советником Петра Порошенко, в эфире одного из украинских ток-шоу 13 февраля заявил, что в его обязанности входит именно координация поставок летальных вооружений. Бывший глава Пентагона и ЦРУ Леон Пенетта 15 февраля призвал Вашингтон демонстрировать силу в отношениях с Россией. Такой демонстрацией должны, по его мнению, стать поставки оружия и другая военная поддержка Украины, в том числе размещение войск НАТО в соседних странах и регулярные учения.
Первый заместитель спикера Верховной рады Андрей Парубий 15 февраля также заявил, что уже на следующей неделе поедет в США для того, чтобы договориться о передаче Украине современного высокоточного оружия. При этом он призвал продолжать оказывать давление на Россию и не ослаблять санкции.
Если поставки американского оружия Украине станут реальностью, Минские соглашения будут больше похожи не на документ о прочном мире, а лишь на временное перемирие для наращивания сил. Главный редактор журнала «Политический класс» Виталий Третьяков считает очевидным, что позиция Вашингтона будет определяющей в дальнейшей судьбе Минских соглашений, и единственная страна, которая может что-то этому противопоставить – это Россия.
— Когда какой-нибудь французский, американский или английский политолог скажет что-нибудь подобное, все начинают это комментировать, мол, ах, какая умная мысль. Хотя все это уже многократно говорилось отечественными экспертами. Ничего оригинального Сапир не сказал, в России уже неоднократно звучало, что главное действующее лицо этого конфликта – США. Как со всякой правильной, но банальной вещью, с этим можно только согласиться.
— Некоторые считают, что Белый дом потерял интерес к Украине и передал «бразды правления» Европе…
— То, что Вашингтон передал карт-бланш на решение украинского конфликта Меркель или Олланду, не соответствует действительности. США работают по всему миру и никому никаких карт-бланшей не дают, разве что в отдельных случаях своим стопроцентным союзникам англичанам. Пока Меркель действует в границах, которые очерчены Госдепом, у нее есть свобода действий, но как только она из них выйдет, она будет поставлена США на место. Мы уже видели, как американцы после госпереворота сделали Порошенко президентом Украины, вопреки мнению Германии, которая ставила на Тимошенко. США тогда быстро указали, кто главный, и немцам пришлось смириться.
Но власть США – не абсолютна в мире. Это неоднократно было доказано ходом событий. В этом случае есть позиция России, благодаря которой сценарий США на Украине не сработал. Тогда они перешли к кровавому сценарию, развернули так называемую «антитеррористическую операцию». США – ключевой субъект, а Меркель только пристяжная. Но от наших действий тоже зависит ход событий, и он совсем не такой, как спланировали США.
Если мы говорим о субъектах, неплохо было бы упомянуть и население Украины, которое состоит совсем не из одних «бандеровцев». Вообще-то, там 20 миллионов русских, даже без Донбасса и Крыма. То, что сейчас они вынуждены подчиняться киевским властям, еще не значит, что они будут терпеть происходящее постоянно. Без финансовых вливаний Запада, режим рухнет, и тогда неизвестно, что будет с Порошенко, Яценюком и Турчиновым, успеют ли их спасти те вооруженные силы, которые их окружают и американские морские пехотинцы из посольства США в Киеве.
— Что может стать показателем позиции США по соблюдению Минских соглашений?
— Легализованные поставки летального оружия на Украину из США будут показателем, что американцы идут на обострение. Это, фактически, означает крупномасштабную войну на всей территории Украины, потому что Новороссия не сдастся, это уже очевидно. Введение миротворцев – противоположный показатель, что Запад готов к реальному установлению мира. Если не развести стороны, не обеспечить физически бесконфликтную зону, где не могут вестись бои, то ситуация так или иначе придет к возобновлению столкновений. Другое дело, что Киев согласится на введение миротворцев только тогда, когда США прикажут. Отдельный вопрос, кем будут эти миротворцы.
— Но в принципе Минские соглашения свидетельствуют о готовности Запада к урегулированию или это только маневр?
— Борьба Запада за Украину против России не закончилась. Это геополитическое пространство, по мнению Запада, никоим образом не должно контролироваться Россией.
Но не столько американцы, сколько европейцы, поняли две вещи, потому и засуетились. Первое – Новороссия, ДНР и ЛНР, называйте как угодно, не сдадутся нынешнему киевскому режиму. Они скорее погибнут с оружием в руках на этой территории. Но при этом погибнет столько народу, что скрыть и свалить все это на Москву будет невозможно.
Второе – если война будет продолжаться дальше, ополченцы вынуждены будут дойти как минимум до границы Луганской и Донецкой областей, а максимум – до Киева. Украинская армия просто побежит. И тогда война окажется едва ли не общеевропейской. Она будет разворачиваться на всей территории Украины. Если это произойдет, полякам и венграм нужно будет думать, что делать с их этническим населением на Западе Украины. Их придется брать под свою опеку вместе с территориями, и раздел Украины станет реальностью. Делать вид, что Европа тут ни при чем, уже не удастся. Опасаясь этого, Олланд и Меркель возжелали перемирия, чтобы заморозить конфликт в этих, пока минимальных границах.
Но никакого мира они не хотят. Нет, конечно, теоретически Олланд и Меркель не за войну и жертвы. Но они целый год прикрывали киевские власти своим авторитетом, всей политической и дипломатической мощью. Уже после подписания минских соглашений украинцы вполне успешно два дня бомбили и обстреливали города Донбасса. Даже западные СМИ не смогли «не заметить», что в Горловке у молодой семьи от украинского снаряда погибли трое детей. Так что теоретически они все гуманисты, но на практике никаких окликов с Запада не слышно. Просто пока есть возможность притушить и заморозить этот конфликт в нынешних границах, они хотят им воспользоваться.
Всю несерьезность нацеленности Запада на мир показывает то, что во всех заявлениях европейцев и американцев мы слышим только одно: «Нужно заставить ополченцев и Россию выполнять Минские соглашения». Причем делается это вместе с Порошенко, одним из участников конфликта. А другую сторону, самого Порошенко, не нужно заставить выполнять договоренности?
Я уже не говорю об американцах, которые устами Псаки говорят, что все нарушают только ополченцы, а Киев абсолютно невинен. Понятно, что это бред, но то, что в случае нарушений санкции нужно направить только против России, как будто второй стороны конфликта вообще нет, это их сознательная позиция. И это подтверждение лицемерности всех действий Запада, вроде бы направленных на прекращение войны.
Руководитель Центра исследований внешнеполитического механизма США Института США и Канады РАН, доктор исторических наук Сергей Самуйлов считает, что сейчас в Вашингтоне идет дискуссия по украинскому вопросу, и пока неясно, кто победит – «ястребы» или» «голуби».
— Сомневаюсь, что можно будет добиться единодушного согласия от Вашингтона. В США сейчас идет достаточно острая борьба по вопросу поставок летальных вооружений Киеву, как в администрации, так и в Конгрессе. Если американцы решатся поставлять оружие, станет ясно, что они не дают своего согласия на то, чтобы мирный процесс развивался.
Как выражается американская пресса, вооружение Киева фактически будет означать опосредованную войну США с Россией. С другой стороны, сам Обама, хотя у нас его часто критикуют, достаточно миролюбивый президент. Его натуре претит применение силы за рубежом, тем более в ситуации, когда они борются с экстремистским «Исламским государством» и не знают, что делать с Афганистаном. Они боятся, что когда в конце 2016 года они окончательно выведут войска из этой страны, там появится радикальная исламистская группировка вроде ИГИЛ*, и тогда проблем не оберешься.
В палате представителей обсуждается законопроект по выделению оборонительных вооружений Украине на миллиард долларов. Да, сенатор Маккейн пообещал, что его поддержат. Но не факт, что это произойдет. Его вполне могут послать в комитет по делам вооруженных сил, где он спокойно «умрет». В палате представителей — 435 конгрессменов, в Сенате – 100 сенаторов. Насколько мне известно, активно поддерживают этот проект около 40 законодателей в обеих палатах. Нет гарантий, что даже республиканский Конгресс примет этот документ. Воевать с Россией никто не хочет, по большому счету. И даже если предположить, что Конгресс в пику президенту одобрит проект, Обама, скорее всего, наложит вето, преодолеть которое двумя третями голосов будет очень непросто. Нужно, чтобы все демократы в обеих палатах проголосовали против своего президента. Последний раз такое случалось в 1973 году в разгар Уотергейтского скандала.
Надежды на то, что мы получим единодушное мнение со стороны США о том, поддерживают они мирный процесс или нет, по-моему, иллюзорны. Исход внутриполитической борьбы покажет время.
— А вот Михаил Саакашвили на днях заявил, что будет координировать процесс поставки оружия…
— Никто ему ничего не обещал. Он утратил былое доверие США. С его стороны это похоже на блеф. Пока реальные полномочия у Обамы есть на то, чтобы поставить в этом году вооружения на сто миллионов долларов. Это копейки.
Наиболее жесткие политики хотят побудить Обаму, чтобы он реализовал сейчас эти полномочия. Но по закону окончательное решение за президентом, и, как мне кажется, он не хочет даже этих поставок. Те, кто выступает против вооружения Киева, боятся «полномасштабного вторжения России», как они это называют. Сейчас, несмотря на крики об агрессии России, они понимают, что вторжения никакого не было и опасаются, что если поставки начнутся, Путин введет регулярные войска. Что при таком сценарии вполне вероятно.
— Насколько вообще Вашингтон настроен на дальнейшую эскалацию конфликта?
— Мне кажется, что у нас преувеличивают заинтересованность США в украинском конфликте и гражданской войне. Они сейчас гораздо больше заинтересованы в войне с ИГИЛ. Они опасаются, как бы эти радикалы-исламисты не проникли на территорию США и не осуществили террористический акт почище того, что было 11 сентября 2001. Украина для них не так приоритетна, это второстепенный вопрос.
*«Исламское государство Ирака и Леванта» («ИГИЛ»; также «Исламское государство») – исламистская террористическая организация. Образована в 2006 году в Ираке путём слияния одиннадцати радикальных исламистских группировок во главе с местным подразделением «Аль-Каиды». 29 декабря 2014 года Верховный суд России признал деятельность организации «Исламское государство» террористической и запретил её деятельность на территории России.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня