«Я не помогаю Путину, я помогаю Чехии сохранить нормальные торговые отношения с Россией. Санкции не помогают. Они приведут лишь к тому, что после их отмены — а я ожидаю этого не позже, чем через год — место чешских фирм займут французские, немецкие, американские и британские фирмы. Я, как чешский президент, хочу это предотвратить» — заявил в своём недавнем интервью Blesk TV чешский президент Милош Земан. В ответ на обвинения в свой адрес со стороны лидера оппозиции Мирослава Калоусека в защите российских интересов, Земан сообщил, что более резкую позицию, чем у него, занимают канцлер Австрии, премьер-министры Словакии и Венгрии.
Необходимо отметить, что Россия является крупным экономическим партнером Чехии. Кроме того, десятки тысяч российских туристов ежегодно оставляют здесь значительные суммы. И терять их власти Чехии не хотят.
В последнее время в европейской политике всё отчетливее проявляется следующая тенденция: против санкций в отношении России начинают высказываться как представители правящих коалиций, так и высшие должностные лица. Например, 11 февраля после встречи глав МИД РФ и Греции руководитель греческого внешнеполитического ведомства Никос Кодзиас в интервью журналистам заявил, что Греция не поддерживает линию ЕС по отношению к России и рекомендует пересмотреть существующий режим санкций. Заметим – такая позиция Греции оформилась совсем недавно, после победы в парламентских выборах левой коалиции СИРИЗА во главе с Алексисом Ципрасом.
И если даже то или иное государство выступает за то, чтобы «наказать» Россию, ещё не факт, что само оно страдает от санкций меньше, чем наша страна. Самый яркий пример – Латвия. Эта прибалтийская республика завязана на торговлю с Россией. «Наибольшие потери понесли латвийские предприятия пищевой и легкой промышленности, ориентированные на экспорт продукции в Россию» — сообщил на днях российский посол в Латвии Александр Вешняков.
Что ожидает Европу в ближайшее время, каковы перспективы её единства, и как будут выстраиваться отношения с Россией, мы постарались узнать у политолога, директора Международного института новейших государств Алексея Мартынова.
— Венгрия, Словакия, Чехия, вот теперь и Греция. Кто следующий заявит о необходимости пересмотра режима санкций против России?
— Мне сложно гадать, какая страна конкретно займет место в этом списке, но дело в том, что понимание ошибочности выбранной в отношении Москвы политики растёт и множится с каждым днём. И у этой точки зрения появляется много сторонников. На переговорах в «нормандском» формате на высшем уровне этот вопрос обсуждался в числе прочих.
У меня возникает ощущение, что санкции со временем сойдут на нет. В будущем Евросоюз постарается максимально быстро наладить утраченные в результате санкционной политики связи.
— Сколько сторонников идеи отмены антироссийских санкций должно набраться, чтобы данное событие наконец-то произошло?
— Дело не в количестве – всё решается отнюдь не простым большинством голосов. Важные вопросы в ЕС решаются консенсусом. Не численный перевес сторонников этой идеи решит вопрос, а общее понимание ненужности и глупости подобной политики. Даже мелкие прибалтийские государства, выступающие в Европейском Союзе агентами одной заокеанской державы, и те поумерили свой антироссийский пыл, понимая, что Америка далеко, а Россия – рядом, и с этим надо жить дальше.
— Органом ЕС, отвечающим за межправительственное согласование санкций, является Совет Европейского Союза, в котором у разных стран разное представительство. Выступавшие за санкции Великобритания, Франция, Италия и Германия обладают существенным преимуществом при голосовании. Разве подобная система демократична?
— Нет, конечно. В Европе много подобных перекосов в политическом устройстве Европейского Союза. И об этом много говорят сами европейцы. Но, по крайней мере, из названных вами стран две – Франция и Германия, были представлены на встрече в Минске. Значит, они вполне могут отвечать за всю Европу и обсуждать продление или прекращение санкций с российским президентом. Оптимизм на данном направлении всё-таки есть.
— Пограничные с Россией прибалтийские республики зависимы от торговли с нами и доступа к нашим сырьевым ресурсам. Очевидно, что население этих стран также пострадало от санкций. Возможно ли коренное переосмысление данного факта на массовом уровне в этих республиках?
— Россия – основной, едва ли не единственный рынок для их национальной продукции. Несмотря на то, что какие-то подачки присылают их хозяева, основная экономическая жизнь связана с Россией. Но у этих маленьких стран есть своя особенность – политические классы и бюрократия живут параллельной жизнью, независимо от основной массы населения. Прямого влияния друг на друга оказывать они не могут. А потери, несомненно, в этой экономической войне, несёт население данных государств. В то же время преувеличивать влияние общества и общественного протеста в этих странах не стоит – он совершенно незначителен. Переворот там граждане устроить не в состоянии, с властью они живут в разных мирах.
— Возможен ли необратимый раскол Евросоюза из-за санкционного давления Брюсселя на Россию и сопряженные с этим издержки для национальных правительств?
— Почему Франция и Германия катализировали свою «челночную» дипломатию на фоне украинских событий? В Париже и Берлине отчётливо понимают, что Европе грозит раскол из-за ухудшающихся отношений с Россией. Поэтому снова звучат слова де Голля о «большой Европе» от Лиссабона до Владивостока – по замыслу политиков, это должно произвести укрепляющее воздействие на Европейский Союз. Обратные действия сделают угрозу распада ЕС более реальной.
— Так можно ли назвать войну на Украине фактором распада ЕС?
— Война в центре континента самим европейцам абсолютно не нужна. Эскалация ситуации на Украине, несомненно, перекинулась бы и на саму Европу и могла привести к её распаду. Обострению ситуации способствовали США. Франция и Германия пошли на опережение. Эту битву европейцы выиграли, отстояли свой суверенитет, американцы же будут стараться влиять на процесс, особенно через тех людей, которых они привели к власти на Украине. Но то, что мы имеем сейчас, возникло в результате взаимопонимания лидеров Европы и России.
По настроению лидеров Франции и Германии можно сделать вывод, что необходимых позитивных договоренностей достичь всё-таки удалось.
Тем не менее, позавчера лидерами ЕС было принято решение о расширении санкций, начиная с 16 февраля, в отношении 19 лиц, представляющих Россию и ополчение юго-востока Украины, и 9 компаний. Мнением насчет влияния данных событий на развитие отношений европейских стран и России мы поинтересовались у политолога, заместителя директора Национального института развития современной идеологии Игоря Шатрова.
— Игорь Владимирович, почему Евросоюз после новых Минских соглашений продолжает вводить новые санкции против России, несмотря на набирающее мощь противодействие части европейских элит? Разве перемирие не должно привести к снятию напряжения в отношениях между Россией и ЕС?
— Не стоит рассматривать европейские санкции против России как элемент самостоятельной политики Европы, а конфликт на Украине как причину санкционного давления. Европейские санкции являются лишь продолжением антироссийской политики Америки, а кризис в Донбассе – лишь повод для ее обострения. И пока этот повод остается, он будет использоваться сполна. Не думаю, что санкции будут сняты и в случае наступления длительного перемирия. Пока все выглядит так, что только серьезные последствия для экономик европейских государств смогут изменить ситуацию и сделать политику Европы в отношении России более реалистичной. Это дело хоть и недалекого, но будущего.
— Получается, угроза разрушения экономических связей является главным фактором налаживания отношений России и ЕС? Парадокс…
— Почему же парадокс? Стимулом к восстановлению экономических связей являются, в том числе, и потери от их разрушения. Ничего, как говорится, личного, только бизнес. Просто в настоящий момент через посредничество в украинском конфликте Европа пытается создать свою собственную политическую субъектность на международной арене. Но Европе очень сложно что-то диктовать России, с которой она серьезно связана экономически. Америка же делает расчет на то, что в перспективе, подписав с ЕС договор о зоне свободной торговле, сможет заменить Россию на энергетическом рынке, в частности.
США выгодно разрушение экономических связей Европы и России. Вот только сможет ли Европа перетерпеть и дождаться тех «счастливых» времен, когда на ее рынки хлынет продукция из США?