Несознательные граждане сразу же увидели в этих сообщениях еще одно подтверждение «слива» всего и вся, ибо по их странной логике Западу не хватало только минских соглашений и формального перемирия, чтобы накачать киевский режим деньгами и превратить в эффективный таран против России. Хочу разочаровать и этих граждан, и поклонников господина Яценюка, который распространяет аналогичные сказки для несовершеннолетних умом.
Начнем с банального. Во-первых, киевский режим не увидит большую часть обещанного со стороны МВФ. Во-вторых, те деньги, которые формально все-таки выделят Киеву пройдут по украинским счетам в транзитном режиме и быстро окажутся на счетах кредиторов Украины, т.е. например, на счетах Министерства Финансов РФ. Вот такая перемога, да.
В прессе, заявлениях украинских чиновников и комментариях официальных лиц МВФ фигурируют следующие цифры: 17,5 миллиардов долларов, 22 миллиарда долларов, 40 миллиардов долларов. Откуда такой разнобой? С учетом того что совет директоров МВФ еще не принял конкретного решения по Украине, СМИ и чиновники могут называть любые цифры, и обещать золотые горы. Обещать — это вообще у МВФ хорошо получается. На самом деле, даже украинские министры понимают, что перспективы Киева на ближайшие месяцы значительно скромнее. Министр финансов Яресько честно призналась, что Киев надеется, что ему выдадут хотя бы 10,6 миллиардов долларов в 2015. Я бы эту сумму смело делил минимум на 3 просто исходя из исторического опыта. Напоминаю, в 2014 году МВФ тоже обещал Украине 17,5 миллиардов долларов, в результате Киев получил 4,6 миллиарда и уже очевидно, что украинской экономике это не сильно помогло — она находится в преддефолтном состоянии. Собственно, в этом заключается главная причина по которой МВФ со скрипом, но будет выделять Киеву деньги, но будет делать это дозировано и с четкой целью недопущения дефолта по внешним обязательствам. Еще раз подчеркиваю: МВФ решает вполне понятную и конкретную задачу — в украинские облигации вложились уважаемые люди, которые очень не любят терять деньги, и МВФ заботится о том, чтобы у киевского режима были средства вернуть долги этим уважаемым инвесторам. Сумма в 10,6 миллиардов долларов примерно позволит как раз обеспечить выплаты внешних долгов, которые приходятся на 2015 год и не более того. Ни о каком поддержании экономики на плаву, пополнении военного бюджета и других подобных глупостях речь не идет, исходя из сугубо математических причин — денег не хватит. Поддержка гривны? Забудьте! Социальные выплаты? Зарезать нафиг! Бюджет? Пропустить через шредер и сказать, что так и было!
Киев это понимает и уже пытается технично организовать «отрезание» части денег Фонда на другие нужды. Для этого Минфин Украины уже ведет переговоры с внешними кредиторами о реструктуризации долгов. Инцидент с попыткой реструктурировать долг в 3 миллиарда, который есть у Киева перед Москвой, всем известен. Киевский Минфин был послан министром Силуановым в пешее эротическое путешествие и тем самым не только потерял шансы на то, чтобы отложить выплату или списать российский долг, но и вообще шансы на то, что хоть кто-то спишет Киеву долги. С точки зрения мировой финансовой практики Силуанов поступил даже не жестко, а жестоко — на грани садизма. Дело в том, что обычно такие переговоры с кредиторами страны на пороге дефолта ведут в максимальной тишине для того чтобы иметь возможность «продавить» хорошие условия в индивидуальных переговорах с каждым из кредиторов, никому из которых не хочется быть лохом и списывать больше, чем списали другие. Силуанов нарушил и растоптал джентльменский принцип неразглашения и вскрыл не только факт переговоров с Россией, но и четко обозначил, что списания не будет. Тем самым он поставил всех остальных кредиторов Украины в неудобное положение. У них есть выбор: или публично признать, что они лохи и списывают долги по политическим причинам (на этом месте карьеры руководителей фондов — держателей украинских облигаций можно смело спускать в унитаз) или требовать полной выплаты долгов по примеру российского Минфина. История не знает случаев, когда частные кредиторы соглашались на условия худшие, чем получали кредиторы государственные, а значит, Киеву придется заплатить за все, всем и в полном объеме.
Еще следует учитывать, что деньги МВФ поступают в страну по принципу «в час по чайной ложке», и еще в прошлом году МВФ обозначил отсутствие военных действий как главный критерий выделения денег. Для Киева получается, что мадам Лагард накинула на шею Яценюка (именно он отвечает за взаимодействие с фондом) финансовый поводок-удавку. Если гражданская война на Украине возобновится, а она возобновится (!), то денежный кран сразу же закроется и страну ждет дефолт. Важно понять, что Лагард (и МВФ в целом) тут не играют на стороне американских «ястребов», а преследуют свои интересы в сферу которых не входит продолжение острого украинского конфликта. Сама Лагард публично выступает за то, чтобы контроль за Фондом перешел от США к странам с развивающимися экономиками, т.е. БРИКС и их союзникам. Более того, есть подозрение, что требования МВФ, которые Лагард заставляет Киев вписать в бюджет на этот год заточены на максимально быстрое уничтожение изнутри существующей формы украинской государственности: уничтожение бюджетного сектора и сокращение бюджетных расходов приведет к сильному росту социального напряжения и проблемам для киевского режима. Голодная страна, с разлагающимся госаппаратом, падающей валютой и нищетой вместо «кружевных трусиков и ЕС» просто неспособна нормально воевать и, скорее всего, рассыплется под давлением внутренних конфликтов и проблем на фронте.
В результате маневров Путина в Минске с одной стороны и действий руководства МВФ с другой стороны, Киев оказывается перед незавидным выбором:
1. Киев может избежать дефолта по внешним долгам, но тогда придется отказаться от активных боевых действий и столкнуться с ужасающими последствиями в национальной экономике, настраивая против себя собственное население, без возможности «перемалывать» особо буйных на фронте. Более того, этот вариант сильно не понравится кураторам киевского режима из числа американских «ястребов».
2. Киев может начать новую фазу военных действий, но тогда он не получит от МВФ ничего, и это будет означать ускоренный коллапс экономики, которая развалится буквально за 1-2 месяца, ибо золотовалютные резервы почти закончились.
Выбор за Киевом, но хорошего выбора у него нет.