Армия

Су-30МКИ давят массой

Россия готова к проработке соглашения c Индией по поставкам истребителей СУ-30МКИ. Об этом 17 февраля заявил заместитель гендиректора «Рособоронэкспорт» Сергей Гореславский.

— Если потребуются дополнительные истребители Су-30МКИ, то мы готовы к проработке такого соглашения. Для этого необходим запрос индийской стороны, – сказал он, добавив, что этот вопрос находится в компетенции Министерства обороны Индии.

16 февраля газета Business Standard со ссылкой на компетентные источники в индийском военном ведомстве сообщила, что индийские военные намерены отказаться от приобретения французских истребителей Rafale, разработанных компанией Dassault, из-за слишком высокой стоимости этих машин. Возможной альтернативой французским истребителям могут стать российские Су-30МКИ. Первоначально участвовавший в индийском тендере истребитель МиГ-35 не рассматривается. 14 января министр обороны Индии Манохар Паррикар в эфире телеканала Headlines Today заявил, что истребители Су-30МКИ являются сильными конкурентами французских Rafale.

Напомним, истребитель Rafale был выбран министерством обороны Индии в ходе тендера MMRCA (medium multi-role combat aircraft), по итогам которого планировалось приобретение 126 машин стоимостью в 10 млрд. долларов. В тендере участвовали, помимо Rafale, истребитель Typhoon, разработанный концерном EADS, шведский SAAB JAS-39 Gripen, американские F-16 и F/A-18E/F и российский МиГ-35.

17 февраля пресс-служба российской авиационной корпорации «Иркут» (в составе ОАК) сообщила, что в 2015 году предприятие завершит все запланированные поставки Индии технологических комплектов многоцелевых истребителей Су-30МКИ.

— Корпорация «Иркут» в течение 2015 года закончит поставки технологических комплектов самолетов Су-30МКИ индийской корпорации Hindustan Aeronautics Limited. Таким образом, корпорация успешно завершит поставку 222 комплектов для их сборки на заводе HAL в Насике, — указано в релизе.

В настоящее время в составе ВВС Индии имеются около 300 Су-30МКИ, часть из них была собрана в РФ.
Возникает вопрос: зачем Индии вместо самолетов среднего класса закупать тяжелые истребители Су-30МКИ, которые она и так собирает по лицензии на своей территории?

— Думаю, причина проста: Индии надо очень быстро увеличить численность боевой авиации, чтобы сохранить количественный паритет с крупными авиационными парками Пакистана и Китая, — отвечает президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков.

Но насколько высока вероятность отказа индийцев от французских самолетов?

— Три месяца назад я оценивал возможность отказа Индии от Rafale примерно «50 на 50». Сегодня, судя по последним сообщениям, вероятность в пользу пересмотра решения выросла — «75 к 25», — считает заместитель директора Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварев — Знаете, я вообще удивлен, что Индия так долго муссирует этот вопрос. Я предполагал, что трудности начнутся сразу, после чего Индия просто возьмет и закупит либо дополнительную партию готовых Су-30МКИ, либо дополнительные самолетокомплекты.

Судите сами, стоимость контракта на поставку Rafale с 2012 года возросла с 10 млрд. долларов до 20 млрд. Напомню, что по условиям тендера, компания Dassault Aviation обязалась поставить 18 истребителей в готовом виде. А остальные 108 машин должны были быть изготовлены по лицензии на мощностях индийской авиастроительной компании Hindustan Aeronautics Limited после передачи технологий.

Подчеркну, что конкурс был объявлен на закупку самолетов, которые по массовой классификации относятся к среднему классу машин. Су-30МКИ — тяжелый многоцелевой истребитель, который выполняет несколько другие задачи, чем истребитель среднего класса. Конечно, часть Су-30МКИ могут взять на себя функции более легких машин в воздушных операциях. Кроме того, Индия, отказавшись от Rafale, скорее всего, вложит деньги в легкие истребители Tejas в рамках госзаказа. Таким образом, за счет комбинации истребителей легкого класса национальной разработки и тяжелого класса российского производства, индийцы уравновесят задачи, которые возлагались на парк истребителей среднего класса.

Однако военный эксперт Виктор Литовкин не исключает, что сообщения в прессе об отказе Индии от французских самолетов в пользу российских Су-30МКИ могут свидетельствовать о том, что между Дели и Парижем еще продолжается торг.

— Индийцы отказались от МиГ-35 в рамках тендера, так как им не понравилось, что на самолете не стоит обещанный бортовой радар с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), который способен обнаруживать до 60 целей на дальности в 200 километров. Да, опыта эксплуатации МиГ-35 в войсках нет, но ведь он и создавался в первую очередь как экспортный самолет. По большому счету, машина еще не доведена до ума, но расчет был на то, что после победы, когда индийцы выделят деньги, мы сможем устранить все недочеты. Но индийцы не стали ждать, поэтому начали метаться между Eurofighter Typhoon и Rafale. Выбрали последние, потому что французы, видимо, сумели их как-то заинтересовать.

То, что Индия отказывается покупать Rafale – далеко не факт. Официального подтверждения этой информации нет. Видимо, сейчас идет торг. Ведь главное – это не цена самолета — индийцы на самом деле потянут эту сумму, а передача технологий производства истребителя — как в случае с нашим Су-30МКИ. Да, Россия активно поставляет самолетокомплекты к этой машине. Сейчас парк индийских ВВС насчитывает около 300 Су-30МКИ, и индийцы не против закупить и еще. Но вопрос — вместо ли Rafale? У индийцев есть одно важное правило – не складывать все яйца в одну корзину. Ведь они не случайно тогда отказались от МиГ-35 в пользу Rafale: в Дели считают, что чем больше у них будет боевой техники из разных стран, тем меньше они будут зависеть от одного поставщика.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.