Президент на совещании с правительством обратил внимание министра транспорта Максима Соколова на то, что РЖД покупает поезда за рубежом. «В современных условиях так важно закупать подвижной состав за границей, не обеспечив полноценный заказ для своих собственных предприятий? Вы понимаете, что я имею в виду: 140 вагонов в Испании закупили. Зачем? Именно сейчас надо это сделать», — негодовал президент (цитата по www.kremlin.ru).
Соколов парировал: контракт заключен в 2011 г., новых зарубежных контрактов у РЖД нет. Это подтверждает и представитель РЖД. Эти поезда «являются инновационными, не имеющими аналогов в России, из-за наличия механизма автоматического изменения ширины колеи с 1520 мм на 1435 мм, а также системы наклона кузова, что позволяет экономить до 30% времени в пути на европейских маршрутах», уточняет представитель РЖД. РЖД закупает за рубежом только скоростные электрички и поезда. Общие заказы с 2006 г. — 1,2 млрд евро (см. таблицу). Самым дорогостоящим оказался контракт с Siemens на поставку электричек «Ласточка» в 2009 г. (410 млн евро).
РЖД заинтересована в локализации производства иностранного подвижного состава, говорит представитель монополии. Siemens наладил производство «Ласточек» на СП с «Синарой» Дмитрия Пумпянского — «Уральские локомотивы», а французский Alstom купил 25% производителя пассажирских вагонов и локомотивов «Трансмашхолдинг».
«Уральские локомотивы» и «Трансмашхолдинг» — поставщики РЖД локомотивов и вагонов для пассажирских поездов дальнего следования. В 2015-2017 гг. РЖД планирует купить 1508 локомотивов за 203,6 млрд руб. Из них 60,2 млрд руб. монополия должна получить в этом году из ФНБ через кредит от ВТБ. Правда, подтвердить заказ своим поставщикам РЖД пока не может — транш в 15 млрд руб. еще не дошел. Из-за этого «Трансмашхолдинг» остановил почти все предприятия, которые производят локомотивы. Пумпянский сообщил на совещании у министра промышленности и торговли Дениса Мантурова о том, что РЖД не платит за уже поставленные локомотивы.
ФПК («дочка» РЖД, занимающаяся пассажирскими перевозками дальнего следования) тоже все вагоны покупает в России. Но она сократила заказы. В этом году компания заказала у «Трансмашхолдинга» только 25 вагонов (в 2014 г. — 213 вагонов).