В России

Ботаники станут жертвой промышленного рывка России

3р

Для рывка в любой области нужен хороший толковый специалист, который в этой области великолепно разбирается. А еще лучше — много таких специалистов. Слава Богу, скажете вы, не оскудела еще земля российская вузами и университетами! Вот они работают, учат-учат… выпускают пачками специалистов…

А потом мы обнаруживаем, что молодой специалист-лингвист продает в магазине пылесосы, а молодой специалист-экономист вообще не может найти работу. Что разбежались наши специалисты по офисам младшими менеджерами. Что такое?!

Позвольте маленькое отступление.

Давным-давно были такие институты благородных девиц,  где учили барышень по принципу «un peu de tout» — всего понемножку. Гомеопатическое количество знаний по каждому вопросу — но ни одного предмета, изученного глубоко. Такое образование позволяло барышням мило щебетать в салонах на любые темы, поддерживать светскую беседу и производить приятное впечатление на мужчин: а что, авось, и замуж возьмут, вон как мило щебечет. Глядишь — будет в замужестве также мило щебетать, скрашивая мужу скуку долгими зимними вечерами. Согласитесь, в этом был свой резон. По крайней мере, такое образование соответствовало цели, а цель была — чтобы замуж взяли.

Но когда я гляжу на программы наших вполне современных вузов, аналогии с вышеупомянутым институтом для барышень напрашиваются сами собой.

Первый раз я столкнулась с этой проблемой еще в те времена, когда получала образование биолога. Чему нас только не учили! Четыре семестра высшей математики (ни разу не пригодилась). Четыре семестра физики (аналогично, ни разу не пригодилась). Один семестр … геологии!!! (А это еще зачем?). А также: психология, этика, эстетика, диамат, истмат, политэкономия капитализма, политэкономия социализма, научный коммунизм и другие радости. НО:

— иммунология — ноль часов, ноль минут. За все пять лет обучения. Зачем советскому биологу знать, что существует такая вещь, как иммунная система?

— эндокринология — то же самое. То, что вообще-то эндокринная система как-то там регулирует все функции живого организма, не, не слышали.

— патологическая физиология, патологическая анатомия — то же самое.

— биохимия. Сложнейший предмет. Тонна формул, куча сложнейших нюансов. Чтобы все это выучить. нужно как минимум учить с первого по пятый курс. У нас на ее обучение выделили… два семестра…

Я думала, что это мне, одной такой несчастной, в жизни не повезло. Кроме того, я думала, наивная, что все это в прошлом, столько лет прошло, уж нынче-то профильным предметам уделяют побольше внимания!

И что же я вижу ныне?

Сталкиваюсь с экономистом-выпускником, и выясняю, что их, экономистов, в университете ВООБЩЕ не учили компьютерной программе 1С, которая для всех экономистов, бухгалтеров и проч. — как «Отче наш».  Ни 1С Бухгалтерия, ни 1С Торговля и склад. Вообще, даже не упомянули о существовании таких программ. И вот он хочет куда-то устроиться, а его грозно вопрошают:

— А вы знаете программу «1C? Нет? Гуляйте…»

Я спрашиваю:

— А вас вообще бухгалтерскому делу учили в вузе?

— Ну да, учили… теорию…

Я не понимаю: что, в том вузе, который он кончил, преподаватели полагали, что бухгалтеры до сих пор считают на счётах? Или арифмометром?

И вот: теперь окончивший вуз парень ищет платные краткие курсы, дабы выучить то, чему его должны были по идее обучить в профильном вузе. Абсурд?

Я не обижусь, если вы мне не поверите. Это звучит слишком дико.

И вот что еще. Последнее время в социальных сетях мне попадаются горестные исповеди студентов и выпускников на одну и ту же тему. Они хотят стать хорошими, классными специалистами. Они хотят и стране пользу приносить, и зарабатывать хорошо, чтобы семью кормить. Но — проблема одна и та же.

В тех вузах, где они учатся, на профильный предмет выделяется до неприличия мало времени. Зато все остальное время студенты должны тратить на всякую всячину, которая имеет очень слабое отношение к тому, ради чего он пришел учиться в вуз.

Вот одна исповедь:

«По специальности я информатик, из чего, думаю, должно следовать наличие достойного количества часов компьютерных дисциплин. Как бы не так! Я, конечно, понимаю, что образованный молодой человек должен немного разбираться в экономике, знать основы психологии и тому подобное, но не убирать же за их счёт основную дисциплину из расписания почти полностью! Я уже далеко не на первом курсе, но до сих пор не перестаю наблюдать интереснейшую картину: в неделю шесть-семь пар общих дисциплин и всего одна информатики. Скажите, можно ли за это время чему-то научить?»

И как вы думали, что ответили парню в деканате, куда он пришел протестовать против такого неразумия? Правильно: пойти поискать где-нибудь… платные курсы. То есть, честно признав свою неспособность дать ту специальность, которую взялись давать.

А вот другая исповедь, от девушки, которая мечтает стать лингвистом:

Дорогой студент-информатик! Думаешь, ты один такой неспециалист? Ошибаешься: у нас, лингвистов, та же фигня.

У меня в дипломе написано: «переводчик в сфере экономики и бизнеса». Думаете, нас к этому готовили? А как же: один курс экономики, один курс экономического перевода, не больше….»

Чем же заняты студенты в остальное время? Девушка горько иронизирует:

«Уважаемая преподавательница на первом курсе, возможно, мне пригодится знание фотошопа или теории вероятности, но, скорее всего, к пятому курсу я их забуду.

Дорогой завкафедрой физкультуры, умение проводить в пятом классе зарядку жизненно необходимо учителю, но мы-то переводчики, а вуз — лет двадцать как не педагогический.

Милые составители учебного плана, мне очень нужно уметь поддержать разговор о категорическом императиве Канта, но лучше бы я в это время училась поддерживать разговор на английском и французском.

Уважаемый декан, КВН и «Студвесна» — наше всё, но вы бы на выпускном хоть слово сказали о тех, кто пять лет старательно учился, пока остальные бегали по концертам.

Добрые вы наши преподаватели древних языков, знать наизусть «Отче наш» на древнеанглийском и отрывок из Евангелия на готском тоже необходимо…  чтобы потом подпирать дипломом переводчика свой пустой холодильник?»

То  есть, что мы имеем в сухом остатке?

А вот что. У нас нет закона, по которому 99% учебного времени должно уделяться тому предмету, ради которого студент пришел учиться. И это дает возможность вузовским работникам составлять учебные планы не ради того, чтобы выучить грамотного специалиста на благо государства — нет. Учебные планы, похоже, составляются затем, чтобы пристроить безработного родственничка или знакомого преподавать философию, этику, эстетику или что-то еще в этом же роде. (Как не порадеть родному человечку?) Можно разбавить учебный план «теорией выпечки пирожков с капустой» или уфологией; можно преподавать астрологию или алхимию, а также теорию телегонии. А будут студенты плакать и сердиться — объяснить им, неблагодарным, что это для их же пользы, для общего, так сказать, развития…

А может, все же стоит пресечь это безобразие? В кои-то веки?  Хотя бы приняв на законодательном уровне такое правило, что в вузе не менее 90% учебных часов должно быть уделено профильному предмету. Точка. И если это правило нарушается — отзыв лицензии и до свидания. Потому что для страны нужны специалисты, а не «полуфабрикаты», которые после вуза кое-как кое-где должны доучиваться на курсах.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.