При помощи пяти новых островков, созданных гигантской землечерпалкой, Пекин, считают в авторитетном военном журнале IHS Jane’s Defence Weekly, пытается создать в спорных районах сеть военно-воздушных и военно-морских укреплений.
К такому выводу журнал IHS Jane’s Defence Weekly пришел на основании анализа снимков, сделанных в спорных районах Южно-Китайского моря спутниками европейской оборонно-космической корпорации Airbus Defence and Space, которая до начала прошлого года называлась EADS. Наибольшая активность китайских «волшебников», создающих острова из воздуха, а если быть точнее, то из песка со дна моря, наблюдается в архипелаге Спратли.
«Там, где раньше, находились совсем небольшие бетонные платформы-площадки,- рассказал агентству CNN главный редактор журнала IHS Jane’s Джеймс Харди,- сейчас появились настоящие острова с вертолетными площадками, взлетно-посадочными полосами, гаванями и инфраструктурой, необходимой для размещения больших контингентов войск. Мы уверены, что Китай разработал и энергично осуществляет программу по созданию цепи укреплений в самом центре архипелага Спратли».
Несмотря на то, что в архипелаге Спратли, расположенном в юго-западной части Южно-Китайского моря и состоящем из сотни необитаемых островков, рифов и атоллов общей площадью 5 км², не идут бои, потенциально он является одной из самых горячих точек планеты. Примерно на половине островов архипелага расположены военные из КНР, Брунея, Малайзии, Филиппин, Тайваня и Вьетнама, претендующих на Спратли.
Журнал IHS Jane’s ранее уже пользовался спутниковыми снимками. Именно по ним эксперты журнала произвели громкую сенсацию, рассекретив деятельность огромной китайской землечерпалки Тянь Цзин Хао, которая была зафиксирована спутником в конце 2013 – апреле 2014 годов в районе рифов Хьюза, Джонсон, Гавэн, Огненный крест, где, как по мановению волшебной палочки, появилась взлетно-посадочная полоса как минимум трехкилометровой длины; и других в 2013–14 годах.
Землечерпалка Тянь работает 24 часа в сутки без перерывов на сон и перекуры и добывает с морского дня ок. 4,5 тыс. м³ песка в час. Такая производительность позволила китайцам до неузнаваемости изменить пять рифов. Метаморфозы легко проследить по снимкам рифа Хьюза, на котором судя по снимкам, сделанным 1 февраля 2014 года, находилась лишь бетонная платформа площадью 380 м². На снимках от 14 августа 2014 года в районе островка идет бурный намыв песка с морского дна, а на снимках, датированных 24 января уже 2015 года, на месте маленькой платформы вырос настоящий остров площадью 75 тыс. м², на котором полным ходом идет строительство зданий и сооружений. Без особого риска ошибиться можно предположить, что на снимках, сделанных весной или летом, остров уже будет представлять готовый военный объект.
Инфраструктура на всех островах возводится по типовому проекту: главное здание квадратной формы и по углам или радиолокационная станция с круглой оболочкой, или зенитная башня.
Интересно, что укрепляют спорные территории не только Китай, но и Тайвань, Филиппины и Вьетнам, но эти государства в отличие от КНР строят укрепления на уже существующих островах и не строят новых.
В юридическом отношении создание новых островов не поможет Пекину усилить притязания на спорные острова, потому что в Конвенции ООН по морскому праву говорится лишь о притязаниях на природные, а не искусственно созданные территории. Тем не менее, наличие военных объектов в спорных районах окажется крупным козырем в случае возникновения военного конфликта в архипелаге Спратли.
Вероятность такого сценария развития событий достаточно высока. Достаточно вспомнить, что появление в спорном с Вьетнамом районе в мае прошлого года нефтяной бурильной платформы КНР спровоцировало бурные антикитайские беспорядки в этой стране Юго-Восточной Азии, сила и масштабы которых шокировали даже Пекин.
Споры за рифы Джонсон, Квартерон и Гавэн постоянно обостряют отношения между Китаем и Филиппинами, которые считают их своими.
С другой стороны, риф Джонсон уже стал в 1988 году местом столкновения между военными кораблями КНР и Вьетнама, в котором погибли десятки человек.
Манила тоже громко протестует против территориальных притязаний китайцев. В Пекине же, как всегда, занимают привычную позицию – никаких споров по поводу суверенитета над островами нет по простой причине – они принадлежат Китаю и больше никому.