Много значимых дел за свою жизнь совершил потомственный французский аристократ и интеллигент, блестящий военный теоретик, лидер Сопротивления нацизму, основатель и президент Пятой Республики генерал Шарль де Голль.
Здесь мы остановимся на одной из страниц славной истории генерала: как в 1965 году де Голль решил проверить на прочность «золотодолларовый стандарт».
Надобно заметить, что в те времена в мире существовала Бреттон-Вудская система – международная система денежных отношений и торговых расчётов, установленная Бреттон-Вудской конференцией (1944 года). СССР подписывать решения конференции отказался. На этой конференции был образован Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития.
Доллар был жёстко привязан к своему золотому покрытию: 35 долл. за 1 тройскую унцию. Был создан Долларовый стандарт международной валютной системы, обеспечивающий США полную валютную гегемонию. Национальная валюта США стала одновременно мировыми деньгами.
На протяжении двух десятилетий Бреттон-Вудская система работала исправно, радуя запустивших печатные станки по производству зелёных бумажек Соединённые Штаты: постоянный вброс на международный рынок огромного количества долларовых ассигнаций позволил США выкачивать ресурсы со всего мира…
Превышение кредитной эмиссии над реально заработанными США деньгами было огромно…
Страшное случилось 4 февраля 1965 года, когда на своем традиционном брифинге в Елисейском дворце президент Французской Республики Шарль де Голль, как обычно, медленно и важно, произнёс:
«Трудно представить себе, чтобы мог быть какой-то иной стандарт, кроме золота. Да, золото не меняет своей природы: оно может быть в слитках, брусках, монетах; оно не имеет национальности, оно издавна и всем миром принимается за неизменную ценность. Несомненно, еще и сегодня стоимость любой валюты определяется на основе прямых или косвенных, реальных или предполагаемых связей с золотом…В международном обмене высший закон, золотое правило, здесь это уместно сказать, правило, которое следует восстановить, — это обязательство обеспечивать равновесие платежного баланса разных валютных зон путем действительных поступлений и затрат золота».
Это было, как говорится, «эффектом разорвавшейся бомбы».
Президент и создатель Пятой республики отказывался признавать послевоенный передел финансового мира в пользу национальной валюты США. Доллару была объявлена война.
Напрасно надеялись погрязшие во Вьетнамской войне американцы, что грозные (для доллара) слова французского президента останутся только риторикой.
В 1965 году де Голль официально потребовал от президента США Линдона Джонсона обменять на золото полтора миллиарда наличных долларов, скопившихся в национальном банке Франции, точно по установленному курсу. Выходила фантастическая цифра в 16500 тонн золота – три четверти золотого запаса США.
Белый дом заявил, что подобная акция Франции может быть расценена Соединёнными Штатами как недружественная — со всеми вытекающими последствиями. «Политика слишком серьезное дело, чтобы доверять его политикам», — заметил на это де Голль, после чего объявил о выходе Франции из военной организации НАТО…
США оказались перед угрозой дефолта. Американцы не хотели отдавать золото. Но не отдавать тоже было нельзя: тогда бы разрушилась вся, созданная США, система мирового финансового устройства.
По примеру Франции, обменять зелёные бумажки на американское золото захотели Германия, Канада, Япония…
В марте 1968 года США были вынуждены ограничить конвертацию долларов в золото.
Золотой запас США стремительно таял – дефолт был неминуем.
И 15 августа 1971 года, уже после смерти де Голля, президент США Ричард Никсон объявил о полной отмене золотого обеспечения доллара, что означало: все, запасшиеся зелёными бумажками, были одномоментно ограблены.
Начались одна за другой девальвации доллара. Но и девальвированные доллары Соединённые Штаты на золото уже не обменивали.
Абсолютное доминирование США в финансовом мире было утрачено…