Статьи

С-300 нацелили на Иран

Россия официально предложила поставить армии Ирана зенитно-ракетные системы С-300ВМ «Антей-2500» вместо ЗРС С-300ПМУ-1. Об этом на выставке вооружений и военной техники IDEX-2015 в Абу-Даби вечером 23 февраля сообщил журналистам гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. По его словам, соответствующее предложение направлено в Тегеран.

Глава «Ростеха» отметил, что Россия готова поставлять и комплексы С-400, но поскольку иранская сторона настаивала на покупке именно С-300, Тегерану был предложен схожий «Антей-2500». Однако, по словам Чемезова, решение по типу поставляемой в Иран системы ПВО пока не принято.

Реакция Вашингтона на заявление главы «Ростеха» не заставила себя ждать. Официальный представитель Госдепартамента США Джен Псаки в тот же день заявила, что США возражают против того, чтобы Иран получил российские системы противовоздушной обороны «Антей-2500» вместо С-300ПМУ-1.

— Если сообщения о том, что Россия решила не продавать Ирану системы С-300, подтвердятся, мы обязательно это приветствуем, но у нас есть похожие возражения по вопросу продажи системы «Антей-2500». Подождем, когда будет больше подробностей, — сказала она.

Напомним, в 2007 году Россия подписала контракт на поставку Ирану пяти дивизионов С-300ПМУ-1 в составе 40 пусковых установок на сумму около 800 млн. долларов. В результате введенных в 2010 году санкций против Ирана российско-иранский контракт решением президента РФ Дмитрия Медведева был приостановлен, хотя ЗРС не входили в перечень вооружений, запрещенных к поставке. Есть мнения, что обещанные иранцам ЗРС тогда стали разменной картой в российско-американском диалоге по договору СНВ-3.

Тегеран попытался оспорить заморозку обязательств «Рособоронэкспорта» в третейском суде Женевы почти на четыре млрд. долларов. Россия предложила пойти на мировую и предложила новые поставки ЗРК «Тор-М1Э». По сведениям СМИ, вопрос об урегулировании ситуации с поставками ЗРС обсуждался на состоявшихся в Тегеране 20 января переговорах министра обороны РФ Сергея Шойгу и его иранского коллеги Хосейна Дехгана.

Интересно, что информация о том, что власти РФ готовы предложить Ирану зенитно-ракетные системы «Антей-2500», чтобы урегулировать спор из-за контракта на поставку комплексов С-300ПМУ-1, проходила в СМИ еще в июне 2013 года, но тогда посол Ирана в Москве Махмуд Реза Саджади опроверг эти сообщения. Кроме того, в иранской прессе после этого была масса публикаций о том, что якобы «Антей-2500» по мощности и другим параметрам сильно уступает С-300ПМУ-1 и ни в коей мере не может послужить его заменой. Некоторые СМИ вообще пришли к выводу, что, предлагая на продажу ЗРС С-300ВМ, Россия вроде как пытается серьезно обмануть Иран.

В настоящее время Россия не производит не только С-300ПМУ-1, но и С-300ПМУ-2 даже в экспортных вариантах, замечает директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев.

— Кроме того, в указе, который подписал Дмитрий Медведев о заморозке поставок, значатся С-300. В этом смысле С-300ВМ «Антей-2500» не подпадают под действие этого документа, поскольку с юридической точки зрения у них разные изготовители и т.д. Формально характеристики С-300ПМУ-1 и С-300ВМ близки, но ЗРС «Антей-2500», в отличие от С-300ПМУ-1 и даже — С-300ПМУ-2, может работать по целям, летящим со скоростью 4500 метров в секунду, что достаточно для перехвата головных частей МБР средней дальности и даже БРПЛ. А возможность ЗРС перехватывать более скоростные цели – вопрос крайне важный. Да, «Антей-2500» больше система ПРО, чем ПВО, но она позволит Ирану перехватывать не только крылатые ракеты с ядерными боеголовками, которые есть у Израиля (как морского базирования, размещаемые на подводных лодках, так и воздушного), но и боеголовки МБР типа «Иерехон-3» с промежуточной дальностью стрельбы.

— Скептики обращают внимание, что в резолюции Совбеза ООН есть такой момент, как «дестабилизирующие виды вооружений». То есть, несмотря на то, что ЗРС С-300 вроде бы не подпадают под ограничения в сфере ВТС, Израиль и США рассматривают поставки «трехсоток» именно как «дестабилизирующий фактор», поэтому Россия вроде как не решится поставлять ЗРС, а все нынешние разговоры о поставках — игра на нервах у Запада.

— В настоящее время США уже частично поставили аравийским монархиям современные системы ПРО типа THAAD (Terminal High-Altitude Area Defence) производства компании Lockheed Martin с высотой перехвата около 150 километров, но это почему-то не рассматривается как некий «дестабилизирующий фактор». Можно также напомнить, что сейчас обсуждает вопрос поставок китайских ЗРС HQ-9 (аналогов российских С-300) Турции. То есть многие страны закупают системы ПВО-ПРО.

В этих условиях Россия имеет полное право поставить зенитно-ракетные системы Тегерану, которые не представляют угрозы для кого-либо, поэтому разговоры о том, что страна находится под санкциями Совбеза ООН, поэтому туда невозможна продажа любых систем и т.д. – несостоятельны. В поставках ЗРС нет никакой «дестабилизации», наоборот – это будет сдерживать Израиль от нанесения ракетно-бомбового удара по территории Ирана. Если Израиль не доволен этим, то пусть возьмет на себя выплату иска в 4 млрд. долларов. Отмечу, что территория Ирана довольно большая, поэтому речь идет не о какой-то совершенной системе ПРО, а только о нижнем рубеже перехвата. Кстати, ПРО Израиля в этом смысле выстроена довольно неплохо, поскольку комплексы Arrow с противоракетой Arrow-2 имеют разную высоту перехвата.

То, что Иран отказывается от систем ПВО «Антей-2500», мне кажется это в большей степени связано с тем, что Тегеран выторговывает для себя какие-то условия, говорит заместитель директора центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварев.

— Безусловно, ЗРС С-300ВМ лучше, чем С-300ПМУ-1. Во-первых, дальность поражения для С-300ВМ по аэродинамической цели почти на 100 км больше, чем у С-300 ПМУ-1, и составляет 200–250 км. Во-вторых, ЗРС С-300 ПМУ-1 уже сняты с производства, а те системы, которые предназначались Ирану были частично утилизированы, а частично пошли на комплектацию систем, стоящих на вооружении российской армии. В-третьих, мы, в принципе, можем поставить Тегерану ЗРС С-300ПМУ-1, как он и настаивает, но не новые, а из состава ВС РФ. Правда, почему-то об этом переговоры не ведутся – судя по всему, Иран настаивает на поставке только новых зенитно-ракетных систем.

Думаю, что торг по поводу «Антей-2500» сейчас ведется, прежде всего, по ценовым параметрам, так как С-300ВМ дороже С-300ПМУ-1. К тому же, сумма иска составляет 4 млрд. долларов, и если уж Иран так заинтересован в «четырехсотках», то пусть отзывает иск из суда и ждет 2020 года. В рамках Государственной программы вооружений для нужд ВС РФ до 2020 года планируется закупить порядка 10 дивизионов систем С-500 и 56 дивизионов зенитных ракетных систем С-400 (по 8 пусковых установок в каждом), плюс подписан контракт с Китаем на поставку не менее шести дивизионов «четырехсоток». Так что, концерн ВКО «Алмаз-Антей» полностью загружен производством ЗРС.

— А как же пресловутый «дестабилизирующий фактор»?

— России пора действовать жестче, проводить политику, в том числе и в области ВТС, сообразно своим интересам. ЗРС предназначены только для обороны, и в перечень запрещенных к поставкам систем вооружений они не входят. Россия должна решиться и, наконец, сделать шаг к возобновлению сотрудничества с Ираном в сфере ВТС по-настоящему. Никто не говорит о том, что нужно нарушать резолюцию Совбеза ООН и продавать Тегерану наступательные виды вооружений, но вот оборонительные – надо, причем по полной номенклатуре: системы ПВО-ПРО, РЛС, станции радиоэлектронной борьбы и т.д. Поставки вооружений – важный момент в политике, поскольку они привязывают страну-покупателя к стране-продавцу на длительный период, так как поставленные системы требуют обслуживания, поставок запчастей, обучения личного состава государства-заказчика. А верные геополитические союзники России сейчас крайне необходимы.

— Почему Тегеран отказывается от С-300ВМ, сказать сложно, на месте руководства Ирана я бы немедленно согласился, — говорит заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. – Что касается вопроса ценообразования, то эта тема всегда закрытая, и в каждой сделка своя.

Понятно, что Запад на продажи любых «трехсоток» отреагирует крайне отрицательно. Но вряд ли для нас его реакция – проблема. Ну отреагирует негативно, ну и что? Это его проблемы, а не наши. Что касается продажи Ирану ЗРС С-400»Триумф» – то это «журавль в небе». Исходя из наших производственных мощностей, поставки ЗРС «Триумф» могут произойти лет этак через 10, не раньше. Вокруг поставок «четырехсоток» Китаю много непонятного, более того, непонятно, насколько это соглашение в действительности подписано, несмотря на информацию, опубликованную СМИ. Но в любом случае, оснащение С-400 наших Вооруженных сил займет очень много времени.

— В настоящий момент в Кирове и Нижнем Новгороде для Концерна ПВО «Алмаз-Антей» строятся два завода: в Кирове будут производиться ракеты для С-400, а в Нижнем Новгороде — пусковые установки, радиолокационные станции, антенны, средства управления.

— Да, но пока, насколько я понимаю, существует довольно сильное отставание от графика. То есть поставки С-400 на экспорт – довольно туманная перспектива, и на месте Ирана я бы, не раздумывая, взял «Антей-2500».

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.