Это означает, что российское Министерство обороны всерьез готовится к отражению подводных атак. Союзники России тоже хотят подобное оружие.
Оружейная выставка IDEX-2015, проходящая с 22 по 26 февраля в столице Объединенных Арабских Эмиратов – Абу-Даби, оказалась богата на сенсации в отношении российского оружия. Одна из них – Россия начинает серийное производство двух уникальных стрелковых комплексов, которые предназначены для борьбы с подводными диверсантами – двусредного автомата АДС и подводного гранатомета ДП-64 «Непрядва». «В 2015 году намечен выпуск 20 единиц АДС, на которых будет отработана технология производства автомата. Серийное производство автомата запланировано на 2016 год» — передало ТАСС слова директора филиала тульского КБП – «Центрального конструкторского исследовательского бюро спортивно-охотничьего оружия» (ЦКИБ СОО) Алексея Сорокина. О начале серийного производства ДП-64 «Непрядва» заявил на выставке в Абу-Даби начальник научно-конструкторского отдела НПО «Базальт» Павел Сидоров. «Гранатомет ДП-64 сейчас производится серийно. В 2014 году нам поступил солидный заказ от Минобороны, о его точном объеме и в какие подразделения он будет поставляться, сказать сейчас не могу, но речь идет о ВМФ» — передало его слова «РИА Новости».
Российские автомат-амфибия АДС и гранатомет ДП-64 «Непрядва» являются на сегодняшний день самыми мощными и эффективными стрелковыми комплексами для борьбы с подводными диверсантами. АДС, например, был разработан специалистами тульского «Конструкторского бюро приборостроения» (КБП, сейчас оно носит имя великого российского конструктора оружия Аркадия Георгиевича Шипунова) в начале нынешнего века на смену автомату подводному специальному (АПС), который, наравне с подводным пистолетом (СПП-1), к тому времени уже четверть века стоял на вооружении советскихроссийских боевых пловцов.
АПС-5, принятый на вооружение в 1975 году, сам по себе был уникальным изделием. Все инженерные школы, кроме советской, к тому времени пошли по пути вооружения своих пловцов в подводной борьбе всякого рода механическими гарпунами, которые приводились в движение сжатым воздухом, либо представляли собой подводные арбалеты. Дальше всех продвинулась, пожалуй, лишь германская компания Heckler und Koch, разработавшая в 70-х годах прошлого века пятизарядный пистолет Р11 калибра 7,62 мм. Он довольно эффективно стрелял под водой на дальность до 15 метров, на воздухе – до 30 метров, поэтому этот пистолет быстро стал штатным вооружением подводных боевых пловцов вооруженных сил ФРГ, Норвегии, Великобритании, Италии, США и других стран, противостоявших в тот момент Советскому Союзу.
Советские инженеры пошли по другому пути и создали огнестрельный автомат, из которого можно было поразить подводную цель, расположенную в 25 метрах от стрелка. Однако, у АПС-5, при всей его эффективности, оказалась малая живучесть, особенно на суше. В соответствии с техническими условиями, автомат был рассчитан на 2 тыс выстрелов под водой и лишь 180 выстрелов на суше. Поэтому боевому пловцу при работе на суше де-факто приходилось «дублировать» АПС-5 чисто «сухопутным» оружием – как правило, автоматом АК-74М.
Поэтому специалисты Тульского КБП пошли еще дальше. Во-первых, они создали новый патрон калибра 5.45, который можно было бы эффективно применять под водой. Он получил наименование 5.45 ПСП (патрон специальный подводный) и по габаритам подходил в штатный магазин автомата для сухопутной стрельбы (в АПС-5 применялись пули игловидной формы длиной более 12 см). Для стабилизации полета более короткой пули в воде была реализована конструкция пули с кавитатором в носовой части. Плоский носик пули создает вокруг себя кавитационную полость (воздушный пузырь). В результате, выпущенная пуля не кувыркается в воде, а ведет себя стабильно. Таким образом, двухсредный автомат в условиях суши стреляет обычными патронами калибра 5.45, а воде применяются патроны 5.45 ПСП (патрон специальный подводный).
Параллельно по инициативе другого великого конструктора — Василия Петровича Грязева (как и Аркадий Георгиевич Шипунов, он, к сожалению, уже умер) в Туле был создан и новый автомат для подводной стрельбы. «Это была трудная и кропотливая работа. За основу был взят автомат Калашникова, а точнее — три его модификации. До сих пор этот автомат не имеет аналогов в мире по своей надежности и баллистическим характеристикам. При разработке АДС была применена компоновка «буллпап», при которой часть ствола и магазин расположены позади спускового механизма, что позволило уменьшить длину самого оружия при сохранении длины ствола. Это очень важное условие, поскольку передвижение, преодоление препятствий и ведение боевых действий в водной среде имеет особые сложности. Необходимо было уменьшить габариты оружия и максимально разгрузить бойца. Была изменена конструкция, виды покрытия, введен переключатель режима «воздух-вода». К уникальным особенностям двухсредного автомата АДС также следует отнести минимальную загазованность после осуществления выстрела, которая достигается за счет того, что гильза вылетает вперед под небольшим углом, а не в бок, как у обычной компоновки «буллпап». Автомат предполагает ведение стрельбы как с правого, так и с левого плеча, не требуя дополнительной переустановки оборудования. Он также оснащен специальными насадками для ведения малошумной стрельбы, предохранительным устройством и встроенным гранатометом модульной конструкции с газовым двигателем. Планка Пикатинни вынесена наверх с жестким закреплением и может использоваться как ручка для переноски оружия» — вспоминал в свое время начальник отдела внешнеэкономических связей филиала тульского КБП — «ЦКИБ СООО» Николай Комаров.
В итоге был получен автомат, который аналогов в мире не имеет. Испытания показали, что на суше АДС по своей эффективности не уступает штатным АК-74 и АК-74У, а в воде – превосходит автомат АПС. Прицельная дальность автомата на суше, например, — до 500 метров, темп стрельбы на суше – 700 выстрелов в минуту (все данные из открытых источников). Поэтому в 2013 году автомат АДС принят на вооружение российских Вооруженных Сил, однако, по словам директора филиала тульского КБП – «Центрального конструкторского исследовательского бюро спортивно-охотничьего оружия» Алексея Сорокина, перед постановкой в серию в конструкцию изделия будут внесены непринципиальные изменения, направленные, в основном, на повышение удобства эксплуатации автомата. «В частности, доработана конструкция переключателя режима работы газового двигателя, исключающая возможность утери деталей» — пояснил он ТАСС.
С гранатометом ДП-64, к разработке которого тоже имели отношение специалисты тульского КБП, история получилась более драматичная. ДП-64 представляет собой двуствольный 45-мм гранатомет с вертикальным расположением стволов, который может использоваться с фугасной гранатой ФГ-45 и сигнальной – СГ-45. Он предназначен для защиты надводных кораблей от атак подводных пловцов на открытых якорных стоянках, внешних рейдах, пунктах базирования, а также для защиты от нападения боевых пловцов морских платформ, гидротехнических сооружений и других важных прибрежных и морских объектов. Перед выстрелом взрыватель, расположенный в носовой части ФГ-45, выставляется на нужную глубину срабатывания (от 0 до 40 метров), после чего подрыв фугасной части происходит на заданной глубине. В случае подрыва под водой фугасного боеприпаса ФГ-45 акустической волной все живое поражается в радиусе 14 м. Боеприпас СГ-45 предназначен для подсветки и обозначения места, в котором были обнаружены вражеские пловцы. Дальность стрельбы, по открытым источникам – до 400 метров при волнении на море до 5 баллов. Благодаря своей конструкции, гранатомет практически бесшумен при выстреле, что расширяет его возможности при работе на суше, а два ствола дают возможность вести огонь из этого гранатомета в режиме 5-6 выстрелов в минуту.
ДП-64 был принят на вооружение в 1990 году. Однако, ни на заводе им. Дегтярева, ни на НПО «Базальт» серийного производства его развернуто так и не было, что, вероятно, объясняется общим упадком финансирования армии и флота с 1990 по 2012 годы. В то же время, это оружие малыми партиями в эти годы все же поставлялось для вооружения корабельных подразделений морской пехоты, экипажей корабельно-катерного состава, некоторых частей ФСО, корабельно-катерного состава морской охраны пограничной службы ФСБ и отрядов ПДСС (противодиверсионных сил и средств). Информация о продаже данного изделия за рубеж отсутствует.
Помимо информации о запуске в серийное производство автоматов АДС и гранатометов ДП-64, на выставке в Абу-Даби также прозвучала информация о том, что тульское КБП ведет работы над созданием специального стрелкового модуля, который позволит вести эффективный огонь с поверхности по подводным целям. «Сейчас с нами ведется ряд опытно-конструкторских работ, в том числе мы планируем специальный модуль для стрелкового оружия, который позволит ему вести огонь по подводным целям» — передало РИА Новости слова директора «ЦКИБ СОО» Алексея Сорокина. Ранее появлялась информация о том, что российским боевым пловцам поставляется новое снаряжение, в том числе дыхательные аппараты, специально предназначенные для долгого пребывания под водой в арктических широтах (для работы при температуре воды в районе ноля градусов). Все это, вместе взятое, говорит о том, что российское Министерство обороны в ближайшие годы решило резко усилить противодиверсионную составляющую военно-морского флота и береговой охраны. И дело, наверное, не только и не столько в Крыме, где, с наступлением лета вполне возможны какие-либо провокации в отношении российского флота или расположенных там береговых частей. Наша страна вновь обретает морские базы в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке и на Ближнем Востоке, на российском шельфе появляются буровые платформы, которые тоже надо охранять всеми имеющимися в государстве силами и средствами. В том числе с помощью уникального стрелкового оружия. Оно, кстати, нужно не только нашим бойцам. На днях стало известно, что первая экспортная партия автоматов АДС в количестве более 100 единиц вскоре отправится по контракту в одно из государств СНГ.