25 февраля, в самый разгар очередного газового конфликта между Россией и Украиной, который может завершиться перекрытием вентиля уже через пару-тройку дней, вице-президент Еврокомиссии Марош Шевчович представил план создания Энергетического союза ЕС.
По большому счету, речь идет о появлении наднационального бюрократического органа, который под разговоры об «угрозе с Востока» получит право решать, с какими поставщиками можно иметь дело, а с какими — нет.
По данным британской The Guardian, Еврокомиссия обнародует «радикальные и амбициозные планы по созданию единого европейского рынка поставок, закупок и потребления в области энергетики». С тем, чтобы ослабить «мертвую хватку» Кремля, контролирующего поставки газа в Европу».
Предполагается, что Брюссель перехватит «функционал» национальных регуляторов энергетики. The Guardian предрекает «бум инвестиций в энергетическую инфраструктуру. Системы снабжения будут интегрированы между собой на уровне регионов и всего Евросоюза».
Для того, чтобы европейским потребителям было легче диктовать свою ценовую политику «Газпрому», им предлагается создавать переговорные пулы, то есть действовать сообща.
Справедливости ради, у России будет достаточно времени, чтобы подготовить адекватный ответ. Дело в том, что необходимые нормативные документы, регулирующие новый порядок закупок газа, планируется принять к концу 2019 года. А реально заработает Энергетический союз аж в 2030 году. То есть, к тому моменту, когда подойдут к концу сроки действия долгосрочных контрактов «Газпрома» с европейскими потребителями. Дальше придется играть по правилам, которые были явно разработаны для РФ в «вашингтонском обкоме» и спущены в Брюссель для исполнения.
Как следует из выступления г-на Мароша Шевчовича, к указанному сроку потребность в российском газе (в настоящий момент 30% всего импорта в ЕС) должна быть доведена до минимума. В качестве альтернативы российскому «голубому топливу» вице-президент Еврокомиссии назвал трубопроводные проекты в Турции, по территории которой будет прокачиваться газ из Азербайджана, Туркмении, Ирака, Ирана. Наполеоновские планы содержатся и в опубликованном накануне докладе Еврокомиссии по энергетике. Согласно этому документу, «есть очень много газа и в самой Европе, и вокруг нее: это Северное, Черное, Каспийское и Средиземное моря, это Арктика и сланцевый газ. Евросоюз должен извлечь всю выгоду из этого потенциала, который может дать лицензионные платежи, более чистое топливо, рабочие места и инновационную технологию», утверждает директор по связям с ЕС Роланд Фестор.
Брюссель пытается упрочить свою позицию как покупателя, объясняет подоплеку проекта Энергетического союза директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
– Сегодня каждая из стран Евросоюза вступает в переговоры с Россией по поводу цены, объемов и сроков поставки «голубого топлива». Понятно, что объем всего газа, потребляемого ЕС, гораздо больше, чем каждой страны по отдельности. Представляя всех, более мелких потребителей, Брюссель получает возможность разговаривать с «Газпромом» с позиции силы.
В прошлом году весь объем потребления российского газа странами ЕС составил 130 млрд. кубометров. Теперь Европа хочет создать единый центр, который будет договариваться о цене.
– Фактически это приведет к падению, если не объемов, то, во всяком случае, выручки нашей компании. Потому что договориться с брюссельской бюрократией, наверняка, будет сложнее.
– Газпром будут шантажировать тем, что, если не договоритесь, останетесь без всего рынка.
– По большому счету, предложенная схема противоречит декларируемому Брюсселем принципу свободной конкуренции. Налицо классические двойные стандарты – под предлогом «нерыночного поведения» России вводится, по сути, директивное планирование.
– Совершенно верно.
– Возможны ли будут в новом формате «политические скидки»? Например, сейчас дружественно настроенная к РФ Венгрия платит всего $260 за тысячу кубов.
– Только с одобрения Еврокомиссии. Премьер Виктор Орбан уже успел заявить, что Венгрия хочет отказаться от практики долгосрочных газовых контрактов с Россией. Якобы из-за непредсказуемости цен на энергоносители. Но раньше волатильность рынков не была проблемой при их заключении. Так что без нажима со стороны Брюсселя не обошлось.
– Тема про диверсификацию поставок — уже «заезженная пластинка». Насколько это реально осуществить.
– Если говорить про заявленное целеполагание, то ЕС намерен довести долю возобновляемых источников (солнечная, ветряная энергия, биогенерация) до 50% к 2050 году. Это вполне осуществимо. При этом планируется, что в силу экономического роста потребление газа также будет расти. Среди альтернативных источников упоминаются Азербайджан, Туркменистан и Алжир.
– На какие свободные объемы рассчитывают европейцы? Часть азербайджанского и туркменского газа уже законтрактована Россией.
– Плюс, учитывая неурегулированность статуса Каспия, идея строительства транскаспийского трубопровода нежизнеспособна. Следует учитывать, что есть и другие бенефициары поставок углеводородов из Туркмении. Речь, прежде всего, о Китае. Так что Брюсселю на туркменский газ не стоит особо рассчитывать. Что касается Азербайджана, то сейчас он строит газопровод через Турцию до стран Южной Европы. Пока его мощность составляет порядка 10 млрд. кубов в год. Теоретически они могут довести до 30 млрд. кубометров, если подключат к этому проекту газ из Ирана. Хотя Тегеран это, мягко говоря, непростой партнер для европейцев. Прежде, чем менять Москву на него, я бы 50 раз подумал.
– Энергосоюз станет вторым (после еврозоны) контуром подчинения национальных государств Европы, навязываемым из-за океана атлантическим ценностям…
– Понятно, что газовый вопрос давно политизирован. Вот РФ договорилась с Венгрией о строительстве атомной электростанции. Однако Евросоюз грозит наложить вето на ядерную сделку. Можно предположить, что это своего рода наказание Будапешта за попытку блокировки санкций против России. Мы также помним историю, когда евробюрократы потребовали закрыть Игналинскую АЭС в Литве, заставив закупать электроэнергию на стороне.
Теперь «Газпрому» и другим нашим энергетическим поставщикам придется договариваться с Брюсселем. Да, это будет сложнее, поскольку Еврокомиссия — политизированный орган. А в свете последних событий на Украине, вообще непонятно, как мы будем выстраивать отношения с Евросоюзом. Брюссель преследует не национальные, а трансатлантические интересы, за которыми стоят США. Естественно, нам проще работать с каждой страной в отдельности. Со многими сложились многолетние деловые связи.
Дальше будет только хуже – интеграция Евросоюза углубляется. Тот вопрос, который можно было урегулировать в конце прошлого столетия, теперь сделать невозможно.
– Возвращаясь к источникам диверсификации. Это главный пункт энергетической стратегии ЕС, в какой временной перспективе он может быть реализован?
– В мире нет дефицита газа. Другое дело, что проекты по освоению сложных и низкорентабельных месторождений (на шельфе, например, или сланец), будут перенесены на некоторое время. В силу того, что упали цены на нефть. Но рано или поздно при другой ценовой конъюнктуре, они будут реанимированы. Есть множество стран, которые активно наращивают мощности по сжижению газа, чтобы продавать его по всему миру. Россия понемногу тоже начинает этим заниматься (проект «Ямал-СПГ», «Сахалин-2»).
– Но ведь трубопроводный газ имеет конкурентное преимущество – он дешевле, чем СПГ?
– СПГ продается на спотовом рынке, так что все зависит от биржевых котировок. Одно время в Азии цена СПГ была намного выше, чем трубопроводного в Европе. А сейчас (в связи с падением нефтяных цен), стоимость СПГ приблизилась к европейскому уровню. Касаясь темы диверсификации, европейцы говорят, «мы готовы покупать дороже, но только не у «Газпрома». Яркий пример — Литва, которая отказалась от сравнительно дешевого российского газа, приобретая более дорогой СПГ.
– Вы разделяете мнение, что одна из подспудных причин событий на Украине — это ликвидация украинского транзита и «зачистка» европейского рынка под американский сланец?
– Честно говоря, я не верю в «сланцевый триумф» США. Многие проекты работают на грани рентабельности. К тому же, если США отправят за океан свои углеводороды, то сами лишатся конкурентного преимущества. Они, конечно, могут поставлять небольшие объемы. Но следует иметь в виду, что США до сих пор остаются одним из самых емких энергетических рынков в мире. С весьма высокими темпами роста (не китайскими, конечно, но все же). Кстати говоря, наблюдаемый экономический рост в США, во многом, обязан сланцевому буму последних лет. На словах США много чего обещают европейцам, но реально заменить Россию не способны.
Еврокомиссия пытается подмять под себя переговорный процесс в энергетической сфере, прокомментировал президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов готовящееся нововведение.
– Брюссель всегда раздражало, что отдельные компании и национальные правительства самостоятельно заключают соглашения с поставщиками. Это касается не только РФ, но и Алжира, и других игроков. Особенное неудовольствие вызывали долгосрочные контракты по поставкам газа. Причем, особых альтернатив не было. Допустим, в Венгрию или Словакию поставить газ из других источников крайне проблематично.
Теоретически возможны своп-поставки сжиженного газа, но это будет очень дорого. В Польше на побережье есть терминалы по приему СПГ, но конкуренции с российским трубопроводным газом они не выдерживают. Еврокомиссия хочет взять на себя «функционал» отдельных клиентов «Газпрома».
– Любопытно, что это будет касаться и частных компаний.
– Да, это нарушает каноны рыночной экономики. В данном случае основные издержки могут понести национальные правительства. До этого они заключали соглашения в одностороннем порядке. Теперь же евробюрократы могут торпедировать этот процесс. Например, после принятия решения о санкциях. И то, что импортируемое топливо в энергобалансе Германии составляет более 80%, Брюссель мало волнует. Так же как его не особенно волновал разрыв продовольственной кооперации России с Восточной Европой. Новая схема несет в себе множество рисков. Еврокомиссия — это достаточно политизированная организация, которая не хочет вникать в национальные реалии.
– Национальные реалии же зависят от поставок российского газа…
– «Газпром» может начать искать альтернативные каналы доставки. Ведь торпедирование «Южного потока» это, прежде всего, инициатива ЕК. Соответственно, Восточная Европа вынуждена разгребать «энергетические завалы», которые им организовал Брюссель. На самом деле, это может привести к расколу в Европейском Союзе (что уже происходит). Нести постоянные издержки в экономическом плане ради сомнительных преференций, никто не захочет.
Сейчас наша газовая корпорация разворачивает энергопотоки. А консолидировать закупки газа при его отсутствии — крайне бестолковое занятие. В последнее время в Европе набирают силу центробежные процессы. Например, в Германии в парламент земли Гамбург впервые входят представители т.н. «евроскептиков». А в Греции «евроскептики» победили на национальном уровне. Скорее всего, такая же ситуация будет в Испании. Диктатом ЕС недовольна Венгрия.
На фоне происходящего в политической сфере попытка консолидации энергетического «функционала» в Брюсселе — плохая новость для Европы. Ведь все страны очень разные и работают с разными поставщиками.
– То есть, может получиться так, что из-за недоговороспособности Польши будут вынуждены страдать Венгрия, Болгария и другие?
– Именно так. А позиция польского представителя в ЕК может, например, быть связана с выводом несуществующих российских войск с Донбасса. Кстати говоря, такие политические требования уже предъявлялись. Просто их удавалось купировать, потому что не было особых альтернатив. Переговоры — это к тому же коррупционноемкий процесс.
Предположим, что американские производители сланцевого газа «подмажут» отдельно взятого комиссара по энергетике, и все. Искусственно создается ситуация, которая называется олигопсония, для которой характерно ограниченное число потребителей и большое число продавцов.
– По словам директора по связям с ЕС Роланда Фестора, Евросоюз не видит дефицита газа…
– Вообще, ЕК немного «повернута» на альтернативных энергоносителях. Консолидированному бюджету ЕС это «невинное» увлечение уже обошлось в миллиарды, если не сказать триллионы убытков (в евро, конечно). Еврокомиссия инициировала, а потом субсидировала поддержку энергосберегающих технологий. Может быть, при стоимости нефти в $120 за баррель, это имело смысл. Но при нынешнем уровне цен все эти проекты автоматически просели. Если говорить про ветряную генерацию, то она рентабельна при цене минимум $80 за баррель. А на самом деле многие проекты запускались при $130. Сланцевые месторождения рентабельны при цене не ниже $60 за «бочку». А шельфовые проекты имеют смысл только, когда нефть стоит не меньше $90 за баррель.
По большому счету, ЕК занимается уничтожением энергетического рынка Евросоюза. Маневры с добычей нефти в Средиземном море уже привели к серьезным протестам со стороны экологических организаций. Потому что в ЕС туристический трафик генерирует больше прибыли, чем энергетический.
Понятно, что Еврокомиссия пытается найти альтернативу российским углеводородам, чтобы укрепить свою переговорную позицию с Москвой. Проблема в том, что в ближайшие годы при цене $60-80 за баррель альтернативы российскому энергетическому рынку не будет. Зависимость будет только расти. Потому что с рынка будут уходить месторождения с высокой себестоимостью добычи. Добыча падает в Северном море. Просаживается сланец. Сейчас не лучшее время, чтобы создавать Энергетический союз. Даже на «высоком» рынке это было весьма проблематично. Чиновники из Брюсселя сами не понимают, какие процессы запускают. Тот же Третий энергопакет, который «обрубил» «Южный поток», означает прямые издержки европейских экономик. Без этого документа Европа получала бы газ гораздо дешевле, чем после его принятия. Европейцы, поймав санкционный кураж, действуют, исходя из политических принципов. Цена вопроса – занятость и рабочие места в Европе, а, значит, будущее самого Евросоюза.
1 комментарий
Вся Европа на газе, а в России печки на дровах и углём топятся…