«Сегодня миссия ОБСЕ присутствует на точках, откуда выводится техника, и производит видеосъемку. Будут ли проблемы в дальнейшем? Не знаю. Может, они опять что-то придумают, скажут, что у нас не тот цвет обуви», – заявил газете ВЗГЛЯД замкомандующего ополчением ДНР Эдуард Басурин, комментируя ситуацию с отводом тяжелой техники и претензиями к ополченцам со стороны ОБСЕ.
Противоречивая информация приходила в последнее время из Донбасса по поводу отвода тяжелой военной техники Киевом и ополченцами и контроля за ним со стороны ОБСЕ.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что имеются некие технические сложности. По его словам, ополченцы ДНР действительно начали отвод артиллерии и попросили ОБСЕ обеспечить мониторинг, но не получили положительного ответа. «Но это сложности технического характера, процесс будет продолжаться», – заверил он.
BBC со ссылкой на президента парламентской ассамблеи ОБСЕ Илкку Канерва сообщает, что ополченцы не хотят предоставлять «полный безопасный доступ наблюдателям от ОБСЕ». Кроме того, политик подчеркнул, что Россия может сделать намного больше для урегулирования ситуации на Юго-Востоке Украины.
В очередном отчете Специальной мониторинговой миссии (СMM) ОБСЕ на Украине, опубликованном в среду, говорилось, что информация об отводе пророссийскими «сепаратистами» тяжелых вооружений, по данным на 24 февраля, «не находит подтверждения», передает Deutsche Welle.
Как указывается в документе, наблюдатели ОБСЕ посетили Совместный центр контроля и координации, находящийся в Соледаре, подконтрольном правительству Украины. Во время посещения российский генерал-майор предоставил наблюдателям экземпляры графиков постепенного отвода тяжелых вооружений, принадлежащих самопровозглашенным ДНР и ЛНР. Аналогичный документ, касающийся правительственных сил, подал членам СММ и представитель вооруженных сил Украины. Однако, по данным наблюдателей, эти графики не скоординированы и не согласованы между сторонами.
Позже заместитель командира ополчения ДНР Эдуард Басурин сообщил, что наблюдатели ОБСЕ все же будут присутствовать при отводе ополченцами техники под Донецком, в частности, в районе Еленовки и Молодежного. На данный момент миссия ОБСЕ уже прибыла в Еленовку.
По словам главы Луганской народной республики Игоря Плотницкого, ЛНР уже отвела от линии соприкосновения с украинской армией почти 80% тяжелых вооружений. При том, что со стороны Украины «это все идет гораздо менее активно, они не уложились ни в сроки, ни в планы, и отвод тяжелой техники у них, по-моему, 15–20%».
В ЛНР и ДНР заявили странам – гарантам минских соглашений, а также ОБСЕ о том, что Киев не выполняет своих обязательств. Также посредников призвали повлиять на Киев. Сами киевские власти ожидаемо продолжают обвинять в нарушениях договоренностей ДНР и ЛНР.
О том, что сейчас происходит с отводом техники, газета ВЗГЛЯД попросила рассказать замкомандующего ополчением ДНР Эдуарда Басурина.
ВЗГЛЯД: Эдуард Александрович, как технически происходит отвод техники?
Эдуард Басурин: Технически был составлен поэтапный, так называемый секторальный план отвода. Украинская сторона его также подписала. И, например, сегодня, начиная с 10 часов утра, в присутствии миссии ОБСЕ началось движение наших колонн из тех точек, в которых базировалась техника. До этого заранее был указан маршрут и конечный пункт, куда это все поступит. Расстояние для тяжелой артиллерии калибра свыше 100 миллиметров должно быть не ближе 50 километров от линии соприкосновения, утвержденной 19 сентября. При этом у нас на некоторых точках получается даже дальше от украинской стороны.
ВЗГЛЯД: Что происходит с техникой после отвода? Она продолжает быть в рабочем состоянии, с экипажами?
Э. Б.: Ее никто не консервирует. В договоренностях было сказано просто, что техника должна быть отведена на определенное расстояние, и все.
ВЗГЛЯД: Сообщалось, что ополчение отвело уже 400 единиц техники. Сколько еще предстоит?
Э. Б.: 400 – это вместе с Луганской республикой, общее количество. А сколько предстоит? Тут уже от украинской стороны во многом зависит. Потому что украинская сторона вообще еще практически ничего не отводила.
ВЗГЛЯД: Как они это объясняют?
Э. Б.: Они выдвигают требование о том, чтобы режим тишины по всей линии соприкосновения соблюдался в течение 48 часов. Только после этого они начнут что-то делать. Хотя они же подписали так называемый секторальный отвод. То есть мы берем какие-то определенные сектора, и когда там режим тишины выполняется, техника оттуда выводится. Украинская сторона со всем согласилась, но не выполняет и эти взятые на себя обязательства. Я еще не знаю, что происходит у них сегодня, но вчера они ничего не отводили.
ВЗГЛЯД: Вы не боитесь, что, отводя технику в одностороннем порядке, оголяете определенные участки? И почему ополчение все равно это делает?
Э. Б.: Конечно, страх есть. Но это дело чести и слова. Если ты дал слово, то должен его сдержать.
ВЗГЛЯД: Продолжаются ли сейчас обстрелы и мешают ли они отводу техники с вашей стороны?
Э. Б.: Да, были за прошлые сутки несколько случаев. Два раза стреляли в районе аэропорта – там, кстати, вчера обстреляли министра обороны ДНР Владимира Кононова, и один случай в другом районе. Помешали ли эти обстрелы отводу? Думаю, что нет.
ВЗГЛЯД: Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков накануне заявил, что есть некие технические сложности с отводом. О чем идет речь?
Э. Б.: Это очень обширное понятие, под ним можно подразумевать многое. Техническими трудностями я бы, к примеру, назвал составление писем с разрешением и утверждением наших планов по линии ОБСЕ. Они требовали за сутки предоставить все материалы, связанные с маршрутами движения техники. При этом они должны сначала получить эти данные, потом отослать их в свою штаб-квартиру в Брюссель и потом ждать ответа оттуда. Только после этого они могут давать какое-то согласие или несогласие.
ВЗГЛЯД: Именно с этим связано появление информации о том, что представители ОБСЕ отказались следить за отводом техники со стороны ополченцев?
Э. Б.: Да, они отказывались, потому что якобы мы их сначала не приглашали. Но сейчас все согласования уже получены. Мы разослали им все адреса, и сегодня миссия ОБСЕ присутствует на точках, откуда выводится техника, и производит видеосъемку. Будут ли проблемы в дальнейшем? Не знаю. Может, они опять что-то придумают, скажут, что у нас не тот цвет обуви и т.д.
ВЗГЛЯД: Каков ваш прогноз – отведет все-таки Киев тяжелую технику или найдет новые отговорки?
Э. Б.: Этого даже Господь Бог не знает. По плану, а окончательно решение об отводе было принято 22-го числа, каждой стороне дали на это две недели.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня