«Туполев Ту-95 впервые пролетел над советскими парадом в середине 1950-х годов. Почему и сейчас, спустя 60 лет, этот «Русский медведь» — гигант, бомбардировщик с винтами — попадает в газетные заголовки?, — задается вопросом BBC
Ту-95 впервые поднялся в небо в начале 50-х: воздушный гигант олицетворял советскую военную мощь. Даже его кодовое имя — «Медведь», — подчеркивало его большие размеры и прочность.
Десятилетие после окончания Второй мировой войны стало временем революционного подъема в авиационной промышленности, и на этом фоне Ту-95 впервые появился перед западными наблюдателями в 1956 году. Тем не менее даже тогда этот «медведь» на винтовых двигателях показался архаичным.
Мало кто тогда поверил бы, что даже спустя 60 лет он будет выступать в качестве стратегического бомбардировщика, морского патрульного самолета — и самого шумного в мире самолета-разведчика.
На прошлой неделе о «медведе» заговорили несколько британских новостных агентств, так как двое из них были замечены и сопровождены Королевскими военно-воздушными силами у берегов Великобритании. Это патрулирование было обычным делом во время Холодной войны, и недавно Россия снова вернулась к этой практике. Тем не менее, история о том, почему ВВС России продолжают опираться на эту машину, интереснее, чем сенсационные заголовки.
«Медведь» остался на службе, отчасти, из-за дальновидности его создателя. Андрей Николаевич Туполев был ведущим разработчиком больших самолетов в СССР: талантливый инженер, который был заключен в тюрьму в разгар сталинских репрессий в 1930 году по сфабрикованным обвинениям.
Туполев участвовал в создании первого ядерного бомбардировщика, «Быка» Ту-4. Это была копия Boeing B-29 Superfortress — самолета, который сбросил атомные бомбы на Японию. Во время американских бомбардировок Японии в конце войны несколько этих передовых бомбардировщиков совершили аварийную посадку на советской территории.
Ту-4 стал первым ядерным бомбардировщиков советских ВВС, но у него была очень ограниченная дальность полетов, чтобы достичь территории США. В 1952 году Туполев и конструкторское бюро Мясищева – получили предложение разработать бомбардировщик, который может нести бомбы весом в 11 тонн на расстояние 8,000 километров – это вполне достаточно, чтобы долететь до центра США. Мясищев решил построить реактивный бомбардировщик с 4 двигателями М-4 «Бизон», который стал бы пиком советских технических возможностей. Туполев вместо этого решил смешать проверенные и надежные методы с конструктивными особенностями, заимствованными у первого поколения реактивных самолетов. Это решение оказалось гениальным.
«Он использовал консервативный подход к разработке дальнего бомбардировщика», — сказал Дуглас Барри, авиационный аналитик Международного института стратегических исследований (МИСИ), — «и это было менее рискованно, чем у М-4 «.
Ту-95 – это огромный самолет. Его размеры — 46 метров от носа до хвоста и размах крыльев — 50 м. Он весит 90 тонн и имеет 4 огромных турбовинтовых двигателя, вид газовой турбины. «Медведь» имеет восемь винтов; все это дает ему возможность развивать максимальную скорость свыше 800 км/ч – что почти равняется скорости современного авиалайнера. Туполев справедливо предсказал, что ранние технологии реактивного двигателя не отвечают нуждам военной авиации; проект Мясищева потерпел фиаско. В отличие от большинства винтовых самолетов, крыло Ту-95 отклонено назад на 35 градусов, так же, как на первых истребителях, что позволило достичь таких высоких скоростей.
Мощность двигателей Туполева обеспечивают два комплекта 18-футовых лезвий; они двигаются так быстро, что преодолевают звуковой барьер, и на каждом обороте это создает огромный шум. Ту-95 считается самым шумным самолетом современности; утверждают даже, что гул его двигателей можно услышать из подводной лодки. Западные летчики-истребители, сопровождавшие «медведей» над международным воздушным пространством, говорят, что шум его турбин превышает звук их собственных реактивных двигателей.
Первоначальная задача Ту-95 – сбрасывать бомбы над вражеской территорией – стала ненужной с развитием ракетных технологий. Но «умный дизайн» Медведя позволил ему адаптироваться снова и снова, приспосабливаясь к новым задачам. Морские «медведи» вели скрытое наблюдение за кораблями НАТО по всему миру во время холодной войны. Некоторые из них были даже размещены на Кубе, пролетев вдоль побережья США от своей базы за Полярным кругом. Подразделения бомбардировщиков адаптировали свои Ту-95 для использования крылатых ракет дальнего радиуса действия – здесь пригодилась способность «медведя» нести такую тяжелю ношу.
Модифицированный «медведь» сбросил самую мощную взрывчатку из когда-либо созданных человеком – т. н. ядерную «Царь-бомбу» весом в 12 тонн, которую Советский Союз тестировал в 1961 году на островах Новой Земли в Арктике.
Из более чем 500 «медведей», построенных с 1950-х годов, по крайней мере 55 до сих пор находятся на службе ВВС России. Так же, как и американский B-52, «медведя» оказалось трудно заменить – пройдя обновление и переоборудование, эти динозавры Холодной войны, вероятнее всего, продержатся в воздухе минимум до 2040 года.