Само предложение видного российского “оборонщика” было подано в виде едва ли не извинений. Дескать, мы ранее обещали Тегерану комплексы С-300, но теперь мы их не производим – так что, возьмите вместо них хоть пресловутый “Антей”.
На самом деле, речь идет о жесткой иронии – или, как модно ныне говорить в социальных сетях “троллинге высшего уровня”. Потому что “всего лишь” “Антей-2500” на самом деле и является тем самым С-300ВМ, наводящим ужас на привыкших к безнаказанности во время своих пиратских налетов бравых летчиков США и “примкнувших к ним” стран НАТО – только “экспортным” вариантом знаменитого ЗРК. Который, действительно, для нужд российской армии уже не производится – все-таки, 1978 год рождения для оружия – возраст очень уж почтенный. Ему на смену пришли С-400 и С-500. Но за рубежом даже у упомянутого “дедушки” российского оборонпрома конкурентов нет – хваленые американские “Пэтриоты” проигрывают ему как минимум в мобильности, являясь стационарными.
Цитированный “троллинг” был очень оперативно и совершенно правильно оценен западными СМИ — в частности, влиятельной британской газетой The Guardian. Издание резонно заметило, что в случае успешного завершения контракта, Иран получит надежную защиту своих ядерных объектов (и не только) от нанесения авиаударов со стороны Израиля и, возможно, США. Тем самым, значительно укрепив свои позиции в переговорах относительно создания собственной ядерной программы.
По мнению Guardian, помешать появлению у Тегерана такого серьезного “козыря” может разве что превентивный удар авиации и ракет “заклятых друзей” исламской республики. И то лишь до тех пор, пока Россия не поставила туда свою надежную технику ПВО.
Можно заметить, что поставки С-300 являются важным фактором не только чисто “околоиранской”, но и мировой политики, с 2007 года. Именно тогда был подписан контракт на этот счет между Россией и Тегераном. Но потом у нас сменился президент, а новый в отдельный вопросах внешней политики стал допускать “новое мЫшление” в духе почти что незабвенного Михал Сергеича.
А потому, когда в 2010 году Совет Безопасности ООН ввел санкции на поставки оружия в Иран, Москва вежливо попросила извинения – и контракт не выполнила. Хотя эксперты замечали по этому поводу – поставки оборонительных зенитных комплексов напрямую резолюцией Совбеза не запрещались, это Дмитрий Медведев принял “политическое решение” “для укрепления добрососедских отношений” с США.
Собственно, свежее заявление Чемезова – лишнее доказательство вышеуказанному мнению. Потому что будь на поставки С-300 действительно реальный запрет ООН – его вряд-ли дезавуировал бы хоть и высокопоставленный чиновник, но все же не входящий в число “первых лиц” государства человек.
Думается, оживление переговоров о поставках Ирану высокоэффективных комплексов ПВО возникло не просто так. В частности, это можно считать тонким ответом Кремля на воинственную риторику США о грядущих поставках вооружений киевской хунте – для усиления мощи ее карательных войск на Донбассе. Что ставит Вашингтон перед нелегким выбором.
Ведь разваливающаяся на глазах Украина, которой американскими стратегами отведена роль всего лишь “пушечного мяса” с целью “занять” Россию на ближайшие 2-3 года, сама по себе никакой ценности для “дядюшки Сэма” не представляет. Как, в общем, не представляет опасности для “звездно-полосатой империи” и скорое поражение “незалежной”. А вот “исламской бомбы” (в руках только Тегерана, конечно – Исламабад не в счет) Штаты боятся как огня. Хотя бы потому, что еще больше ее боится главный союзник США – Израиль. Так что у “вашингтонского обкома” теперь появляется хороший повод призадуматься…
***
Приведенное выше – отличный пример, иллюстрирующий успехи “оружейной дипломатии” России. Москва, поставляя оружие своим союзникам за рубеж, не только помогает им защищаться от возможной агрессии “мирового гегемона” сотоварищи – но при этом успешно решаем и собственные геополитические интересы.
Самый “древний” пример на этот счет – конечно же, Куба. Пресловутый “карибский кризис” 1962 года в либерастической традиции принято рассматривать исключительно как “балансирование мира на пороге ядерной войны” – естественно, по вине СССР. Но на самом деле это была защита молодой республики, вопреки агрессивному соседу построившей уникальный и доныне по многим показателям строй. Достаточно вспомнить достижения местной медицины – благодаря которой больной раком Фидель Кастро успешно разменял девятый десяток – в то время, как многие его ненавистники из США давно переселились на кладбище.
Конечно, в первый момент кризиса помешали прямой интервенции “джи-ай” размещенные на Кубе советские ядерные ракеты – и угроза начала глобальной ядерной войны. Но затем-то пресловутые ракеты убрали – но и без них советская оборонительная техника навсегда отбила у американских “ястребов” “наводить порядок” в своем “мягком подбрюшье”.
***
Более свежий пример подобного рода на латиноамериканском континенте – Венесуэла. Вашингтону очень не нравилось намерение правительства Уго Чавеса приобрести у России ЗРК С-300. Но это недовольство было успешно проигнорировано и Москвой и Каракасом – оборонительная техника была поставлена в срок.
Сыграло ли это какую-то решающую роль? С одной стороны, вроде бы и нет – американцы, кажись, открытым военным вторжением неугодному режиму пока не грозили. Но, может, потому и не грозили – что знали: кроме мощной “партизанской” войны интервентов ожидают еще и очень большие потери в самолетах? Что для привыкших к полной безнаказанности “пиндосов” является совершенно неприемлемым.
Кстати, повод для возможной “защиты демократии” у Вашингтона был – когда на последних президентских выборах соратник и преемник умершего Чавеса Мадуро победил лишь с небольшим перевесом голосов. Но вялый местный “майдан” так и не был поддержан угрозой военного вторжения со стороны “мирового жандарма”.
Не заметно пока и желания со стороны любителей “молниеносных операций” (а-ля захват Ирака) уничтожить собственными силами законную власть в Сирии. В которой, вообще-то, официально российских С-300 пока нет. Но, по всей видимости, отличным сдерживающим фактором является уже сама готовность России их туда поставить. Тем более, что менее современные, но тоже вполне дееспособные ЗРК, как и другое российское оружие, на вооружении сирийской армии есть и сейчас.
Еще более показательный пример – Индия. Правда, “воевать” мощное государство с почти миллиардным населением Вашингтон, вроде, официально не собирался. Своими руками, во всяком случае. Ну, так рядом есть Пакистан – во многих вопросах верный союзник США, с давних пор недолюбливающий индийцев. По этому поводу Пакистан даже завел ядерную бомбу – что впадающие в истерику по поводу еще не созданной бомбы “иранской” американцы восприняли с олимпийским спокойствием.
Однако у Индии есть хорошие контраргументы на подобные угрозы – современное вооружение советского и российского производства, вплоть до истребителей последних поколений, авианосцев, систем ПВО и прочего. А потому с Нью-Дели предпочитают договариваться – а не угрожать.
Кстати сказать, политика нашей страны в вопросе иранской ПВО, упоминавшаяся в начале статьи, на самом деле, не такая уж прагматично-циничная, как может показаться на первый взгляд. Да, обещанные по контракту 2007 года комплексы С-300 Тегерану пока не поставлены. Но – странное совпадение – в августе прошлого года местными военными было проведено успешное испытание комплекса “Бавар-3” — по сообщением местных СМИ, “полного аналога С-300”. Случайность, наверное. А, может, “ребрендинг” имевшихся у Ирана закупленных еще в 1993 году знаменитых российских ЗРК, правда, официально, без ракет. Ну, так на мировом рынке оружия у “третьих стран” можно купить почти все, что угодно – и Россия тут, конечно же, совершенно ни при чем. Хотя, разумеется, официальные поставки техники все равно много лучше…
***
Увы, история показывает и альтернативные примеры. Самые яркие и показательные – это, конечно же, трагические истории Югославии и Ливии. Трагичные еще более в силу просто анекдотической “близорукости” тамошнего руководства. Ведь “братьям-сербам” надежная российская техника еще в 1998 году, за год до начала натовских бомбардировок, могла бы достаться практически даром.
Россия готова была простить партнерам долг еще перед СССР – в размере 4,5 миллиардов долларов. Взамен на “живые деньги” – за поставки нескольких дивизионов С-300. Соответствующую технику предлагал Югославии и Лукашенко.
К сожалению, ныне покойный Слободан Милошевич предпочел надеяться на переговоры с Западом, уже списавшим его со счетов. В итоге дело закончилось натовской агрессией и катастрофическим разгромом балканской страны, не согласившейся с диктатом “золотого миллиарда”.
Сходная история произошла и с Ливией. Санкции на поставку туда вооружений были сняты еще в 2004 году – но переговоры с Москвой о закупке российских вооружений, включая современные комплексы ПВО, начались лишь в 2010 году. Но, в реале было подписано лишь небольшое количество контрактов.
Причем, деньги у Ливии были – после гибели Каддафи на ливийских счетах было найдено около 30 миллиардов долларов! Да и страна до натовской агрессии отличалась очень высоким уровнем жизни и такой же социальной обеспеченности. Однако шанс надежно защитить свое государство покойным лидером Ливии не был использован – что стоило жизни и самому Каддафи, и обернулось поражением и началом гражданской войны для его родины…
Что можно сказать в заключении? Конечно, сейчас в каждой стране военными делами занимается исключительно “министерство обороны”. Однако на самом деле, существует большая разница в том, как эта “оборона” понимается. В то время, как США ведут свою дипломатию, угрожая нападением на другие страны, Россия отвечает США тем, что помогает этим странам защититься от США!
И, как показывает практика, такой “ассиметричный ответ” полностью себя оправдывает. Россия использует оборонку как эффективный инструмент, и при этом уменьшает вероятность войны в мире, а не увеличивает. К разочарованию “поджигателей войны”, давно превративших свои “оборонные” ведомства в “Министерства Мира” из известного романа Оруэлла.