Реакцию на убийство Немцова можно считать своеобразным тестом на способность мыслить рационально. Рационально мыслящий человек понимает, что от смерти Немцова власть получает одни проблемы, а вот у наших заокеанских оппонентов начинается настоящий «правозащитный карнавал»: тут и повод ввести новые санкции против «кровавого режима», появляется идеальная возможность обвинить в устранении перспективных лидеров оппозиции, да и шанс раскачать ситуацию в Москве не стоит сбрасывать со счетов. Так же, рациональные люди рано или поздно придут к выводу, что на месте Немцова должен был быть Навальный.
Каждому Майдану нужна сакральная жертва, а то, что в Москве пытались и пытаются применить именно «цветной» сценарий американского разлива, уже не вызывает сомнений. Навальный просто идеально подходил на роль детонатора, которого можно было эффектно прикончить ради раскачки ситуации, но власть четко просчитала этот сценарий. Очень возможно, что организаторы московского Майдана думали, что загнали Кремль в ловушку, поставив его перед выбором: сажать лидера несистемной оппозиции по уголовному делу на много лет и превратить его в политического заключенного или оставить на свободе, что гарантирует его использование в качестве сакральной жертвы. Власть нашла элегантный выход из положения, устроив ему административный арест на 15 суток и, тем самым, спасла Навальному жизнь. Это нужно подчеркнуть красным: с большой долей вероятности, Навальный сейчас жив исключительно благодаря тому, что находится под арестом. Очень возможно, что Немцова выбрали в качестве сакральной жертвы просто за неимением лучшего. Время (за 1 день до Марша «Весна») и место (у стен Кремля) ликвидации Немцова настолько символичны, что любая версия, кроме убийства в качестве сакральной жертвы, представляется крайне маловероятной.
Некоторые коллеги из СМИ поспешили объявить эту жертву напрасной. Действительно, вряд ли смерть Немцова выведет на улицы сотни тысяч скорбящих сторонников, но далеко не факт, что возможные заказчики убийства рассчитывали именно на такую реакцию. Очень вероятно, что их вполне устроят следующие последствия:
1. Введение новых санкций против России. Попытки будут, но результат не гарантирован.
2. Организация «моральной изоляции путинского режима» (это нам смешно, а для клерков Госдепа это важный пункт в квартальном плане).
3. Возможность усилить дипломатическое давление на Москву в контексте переговоров на Украине.
4. Шанс на то, что власть, под грузом обвинений в том, что «Путин — в любом случае убийца из-за той ненависти к оппозиции, которую он привил народу», смягчит свое давление на сторонников государственного переворота в России.
Кампания по продвижению шизофренического месседжа «Путин — убийца независимо от того, кто убил Немцова» уже началась:
Если внимательно прочитать методичку Джина Шарпа «От диктатуры к демократии» можно отметить, что американцы перепробовали почти все виды действий, которые там указаны. За одним исключением. Смотрим в Приложение к методичке (http://www.aeinstein.org/wp-content/uploads/2013/10/FDTD_Russian.pdf) :
Поминание умерших
43. Политический траур
44. Символические похороны
45. Демонстративные похороны
46. Поклонение в местах захоронения
Видимо, кто-то решил, что пришло время доставать последний козырь.
К оценке сложившейся ситуации нужно добавить еще несколько важных штрихов.
Как показывает опыт Украины Туниса, Ирана и Египта, за первой «знаковой» сакральной жертвой должны последовать много других, ибо этого требует рецепт Майдана. За «головой Гонгадзе» неизбежно должна последовать «небесная сотня». Очевидно, что власть сделает все, чтобы не допустить жертв на мероприятиях оппозиции, но с точки зрения личной безопасности, желающим участвовать в любых акциях протеста лучше воздержаться от излишнего риска и протестовать дома, в Фейсбуке или ЖЖ.
Возможно, организаторы убийства рассчитывали таким образом оживить антироссийскую оппозицию, но на самом деле они ее прикончили. У нее и так был дефицит лидеров, а теперь мало кто пожелает рискнуть жизнью ради красивой картинки для CNN. С другой стороны, нельзя исключать, что именно этого добивался один из тех, кому смерть Немцова очень и очень выгодна. Судите сами. У антироссийской оппозиции было три лидера: Ходорковский, Навальный и Немцов, причем Немцов воспринимался и как связующее звено с Западом, и как координатор финансовых потоков. Западные эксперты часто сетовали на то, что у оппозиции нет единого лидера и это очень сильно мешает эффективной работе. Сейчас ситуация очень упростилась. Немцов, к сожалению, мертв. Навальный будет еще активнее прятаться от роли сакральной жертвы и окончательно превратится в «лидера Фейсбука». Эта конфигурация полностью зачищает поле для Ходорковского, который таким образом извлекает из смерти Немцова максимум выгоды — устранен политический конкурент и получено много политических бонусов в плане борьбы с режимом. Если смотреть на убийство Немцова с этой точки зрения, то можно заметить, что смешение методички Джина Шарпа и методов «решения проблем» из 90-х может приводить к тяжелым последствиям.
Получится ли раскачать ситуацию в Москве? Это маловероятно. Пройдут две-три недели и психоз болотного креаклиата спадет, а упоминания о Немцове останутся только в ритуальных проклятиях в адрес «Путина и ватников» на страницах англо-саксонской прессы и блогов московской богемы. А к жертвам истерии нужно относиться спокойно и, по возможности, следить, чтобы они чем-нибудь себя не поранили. Это лучшее, что можно для них сейчас сделать.