Найдут ли убийц Бориса Немцова? Мне кажется, это мало что даст. Россия имеет огромный опыт политических убийств. Убили Александра II в критический момент российской истории, убили Столыпина, практически без суда убили Каплан, которая якобы покушалась на Ленина, и возможен вариант Кирова, которого убили якобы из-за женщины. Кто будет этот убийца, какими мотивами он руководствовался — это все будет установлено, я уверен, но это не та правда, о которой надо думать.
Я размышляю о том, что стоит за этим убийством. Опыт русской истории показывает, что десятки раз покушались на того же Александра II, но осуществить убийство удалось только в критический момент истории.
Единственным ответом на убийство Немцова может быть сплочение вокруг президента. Это мое общее мнение. Перехожу к анализу.
В центре проблем России сейчас стоит отчаянная битва за президента. Наш президент в данном случае занимает, на мой взгляд, умеренную правильную позицию. Он отстаивает интересы России и в то же время он против Холодной войны, конфронтации с Западом. Многочасовое сидение в Минске показало, что он готов работать и работать для того, чтобы с Западом был достигнут компромисс. Я думаю, что именно в этой ситуации следует искать ответ на главный вопрос об убийстве Немцова. Тут есть два ключевых момента.
Первый — Путину, так же, как и дальновидным лидерам Германии и Франции, удалось начать процесс урегулирования. Это пока была декларация о намерениях, но она явно кого-то очень не устраивает. Кого она не устраивает на Западе — это отдельная тема. А у нас — это очевидно. Очевидно, что Путин находится сейчас в меньшинстве. Он мне напоминает сейчас Хрущева после ХХ съезда, когда он выбрал правильный путь развития, но остался в меньшинстве. Или Горбачева, который начал перестройку, но не смог организовать вокруг себя массовое движение, которое бы его защищало. Так же сейчас и Путин.
Он не имеет сколько-нибудь прочной опоры под правильно избранным курсом. У него есть опора — большинство, но молчаливое. Это люди, которые не хотят войны, не хотят, чтобы Россия была нефтяным придатком Запада. Оно совершенно не организовано. А вот критики Путина — их два лагеря — они обозначены достаточно четко. И в позициях противников надо искать подход к решению проблемы об убийстве Бориса Немцова, которое является, на мой взгляд, беспрецедентной попыткой вернуть Россию к эпохе террора эсеров, даже народников.
Первая группа, которая против путинского курса на разумный компромисс, — это «капитулянты». Это те, кто хотел бы и дальше продавать нефть Западу и кормиться с доходов. Условно их можно назвать «гайдаровцами», хотя я думаю, что сам Егор Тимурович вряд ли сейчас был бы с ними согласился, судя по его последней книге.
«Гайдаровцы» считают, что Россия должна пойти на уступки и примириться с Западом на условиях капитуляции, с какими-то мелкими выигрышами, типа русского языка на Украине, которыми можно было бы как-то козырять. Эта группа в данный момент против курса Путина, но приободрена тем, что начали расти цены на нефть и вроде в США сильна группировка, которая с ними согласна. «Капитулянты» не против при случае сместить Путина, но я не думаю, что в данном случае именно они были инициаторами убийства Немцова. Им это выгодно, но главное действующее лицо — другое.
Главным действующим лицом, хотя более-менее прямые связи проследить между ними и убийцами не удастся, я считаю «партию войны», или «ястребов». Она очень разнородна. В нее входят тоже частично торговцы нефтью и сырьем, которые кормятся рентой, но им кажется, что Путин создал ситуацию, при которой их вышвырнут с российских подмостков. Главное — это идеологические противники, остатки коммунистов, сторонники государственно-бюрократического социализма. Но все-таки я не считаю и их серьезной силой, способной на убийство Немцова.
Серьезной силой я считаю третью группировку — условно назову ее «карьеристы». Выросло целое поколение, которое на данный момент на целых участках перспективы своего продвижения видят только в случае обострения ситуации, даже войны. Это огромная группировка среди журналистов, ваших коллег, среди военных, которые ни на какую карьеру не могут рассчитывать, если будет побеждать курс Путина. Это группировка захватчиков собственности, которые явно не могут управлять захваченной совестью и хотят находиться по козырьком власти, чтобы пользоваться всеми благами, которые дала им приватизация. Эта группировка больше всего боится, что Путин останется неуправляемым и даже усилится вследствие того курса, который они реализуют.
На смещение Путина они еще не готовы, а вот создать ситуацию, при которой Путин снова обратится к ним за помощью, они намерены. И тут убийство Немцова очень эффективное средство: подымаются сторонники Немцова, демократии, поднимается волна на Западе. Под этой волной Путин должен будет капитулировать. А он не из тех, кто капитулирует, следовательно, он обратится к «карьеристам» за помощью — и они окажутся главным действующим лицом русской истории.
Вот в этой части я и вижу основную проблему убийства Немцова. Это классической политическое убийство в критический момент истории для того, чтобы заставить руководителя России — а других движущих сил сейчас нет — действовать так, как им нужно. Когда стало ясно, что не удастся Александра II свернуть с пути конституционных реформ, осталось его убить. Они и Путина уберут, если выяснится, что он не поддается. Но пока они ведут курс на изоляцию Путина, чтобы он оказался вынужден просить у них поддержки. Поймите: митинги Антимайдана, которые мы наблюдали, — не за Путина, а против! «Мы единственная твоя опора».
Но одновременно надо сказать, что раз решились на такую крайнюю меру, как убийство, то это обозначает две вещи. Во-первых, они слабы. Во-вторых, переполнены страха. Убийство видного политического деятеля оппозиции — на такое идут только в безысходной ситуации. Курс народников на цареубийство как раз и был связан с их исключительной слабостью и малочисленностью.
Поэтому сейчас, на мой взгляд, на это убийство надо ответить тем, чтобы активизировать «молчаливое большинство» сторонников Путина. Сторонников умеренного курса на взаимодействие с Западом, который учитывает наши интересы, прекращает наше сидение на наркотической нефтегазовой игле, создает условия и перспективы для дальнейшего развития России. Надо не повторить ошибку демократов, которые бросили в решающий момент Александра II и получили 20 лет реакции и три русских революции. А потом демократы России бросили Горбачева и получили номенклатурно-олигархическую Россию Ельцина.
Так что ответ может быть один: необходимо создавать движение в защиту Путина. Это для меня, демократа, звучит необычно, но в России других мощных сил сейчас нет. Это наш президент. Надо, чтобы он получил достаточную поддержку и смог дать отпор давлению и «капитулянтов», и «ястребов».
1 комментарий
Гавриил Попов и на заре перестройки мычал что-то плохо структурированное. А это просто диарея какая-то. Живёт в своём мире ВШЭ. Дебил, да и только. Но опасный.