24 февраля Еврокомиссия опубликовала план создания Энергетического союза, который призван объединить энергосистемы стран Европы. Паникеры, бегло пробежав глазами по документу, сразу заговорили о том, что Газпром того гляди потеряет кучу покупателей российского газа, а сырьевая зависимость Старого Света от поставок из России уйдет в прошлое. Давайте не будем поддаваться этим настроениям и трезво разберемся, что за хитроумный план разработала Еврокомиссия, чем он грозит нашей стране, и для чего его выдумали на самом деле.
Основных направлений модернизации европейской энергосистемы в документе выделено два. Во-первых, обозначен курс на диверсификацию газовых поставок в Европу. Выбраны стратегические партнеры, у которых предпочтительно закупать «голубое топливо», и среди них Газпрома действительно нет. Во-вторых, Еврокомиссия хочет впредь получать доступ к международным договорам на поставку газа еще до момента их подписания. И, соответственно, влиять на условия этих соглашений, советовать других поставщиков и так далее. Пройдемся по каждому из пунктов.
Сегодня 30% европейского газового импорта поступает из России. И Евросоюзу в целом, а также его отдельным членам эта ситуация не слишком нравится. Покончить с зависимостью от российских углеводородов Старый Свет хочет давно, по крайней мере разговоры об этом звучат регулярно. Одним из шагов в этом направлении должно стать как раз создание Энергетического союза, о котором одним из первых заговорил польский премьер Дональд Туск.
Предполагается, что в его рамках Европа переориентирует свой газовый рынок на поставки топлива из других стран, снизив долю импорта из России. В частности, закупки планируются в Алжире, Турции, Туркмении, Азербайджане и странах Ближнего Востока. Даже Иран, со всех сторон обложенный западными санкциями, рассматривается в качестве возможного стратегического партнера, лишь бы урезать поставки Газпрома. Кроме того план призывает покупать больше сжиженного и сланцевого газа.
Однако каждое из указанных направлений упирается в серьезное препятствие. «Альтернативные поставщики по разным причинам не увеличивают поставки. У одних, как у Алжира, растет собственное потребление. Другие, как Катар, все больше газа начинают поставлять в Азию, потому что цены на азиатских рынках выше. И, как ни крути, Европе снова приходится покупать газ у России», — рассказывает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. Возникнут проблемы и с поставками из Туркмении, Азербайджана и Ирана. «Пока у этих партнеров нет ни одного реального крупного проекта, за исключением газопровода из азербайджанского месторождения Шах-Дениз. Но надо понимать: азербайджанский газ дойдет до Европы только в объеме 10 млрд. кубометров в год, и произойдет это не раньше 2020 года. Из этого количества 1 млрд. достанется Греции, 9 млрд. – жителям юга Италии, которым он заместит снижение поставок газа из Ливии и Алжира», — приводит Правосудов расклад в цифрах.
Сжиженный же газ попросту дорог. «Возьмите пример Испании: они покупают сжиженный газ по средневзвешенной цене в 467 долларов и гордо на всех смотрят. В итоге у них самая неконкурентоспособная экономика и армия безработных. А в Германии самая сильная экономика, в том числе потому, что она покупает у России газ по средневзвешенной цене в 358 долларов за тысячу кубометров», — приводит пример ведущий эксперт союза нефтегазопромышленников, руководитель компании «ИнфоТЭК Терминал» Рустам Танкаев.
Кроме того необходимо развивать соответствующую инфраструктуру: строить новые хранилища, вкладываться в логистику. В прошлом году западные эксперты подсчитали, что если ЕС полностью откажется от российского газа, в ближайшие четыре года это потребует инвестиций в 215 миллиардов долларов. Суммы, необходимые для реализации плана по созданию Энергетического союза, которые приводит Еврокомиссия, еще серьезнее – речь идет уже о триллионе (!) евро за следующие пять лет.
Со сланцевым газом из Америки тоже не все гладко. США успокаивают Европу, что та не пропадет, снабдим в лучшем виде. Однако помимо того, что сланцевый газ опять же дороже природного российского, существуют проблемы в самой отрасли. Так, на днях американская компания Chevron объявила, что сворачивает разработку сланцевых месторождений в Румынии. В Польше, Литве и на Украине добыча прекратилась еще раньше, и Румыния оставалась последней европейской страной, где Chevron пыталась получать топливо. То есть Штаты, обещающие обеспечить Старый Свет сланцевым газом, попросту не могут его добыть.
Дополнительным грузом на Европе лежит гордая и независимая Украина, не желающая покупать топливо в России, и рассчитывающая на реверсные поставки из ЕС. Что получается в итоге? Потребление газа во всем мире растет, и поставщики обращают внимание на более перспективные рынки. Увеличиваются и собственные запросы Европы. Плюс амбиции Незалёжной нужно закладывать в смету. А что Россия? Россия в любой момент может начать разворот в сторону Азии, как уже сделали многие стратегические партнеры, перечисленные в плане создания Энергетического Союза. Тем более, что по данным Международного энергетического агентства к 2035 году спрос в Азии будет в четыре раза превышать европейский. И на первых ролях здесь Китай, на который приходится две трети мирового увеличения спроса на первичные энергоресурсы. Так что Россия, с нашими низкими по сравнению с другими поставщиками ценами на газ, без покупателей явно не останется, а вот Европа без топлива остаться может легко.
Евросоюз, к слову, это прекрасно понимает. Неспроста он давит на Украину, переживая, как бы не прекратился транзит газа из России. Да и опубликованный Еврокомиссией план хоть и не включает Газпром в список стратегических партнеров, но отказа от него в ближайшем будущем не предполагает. «ЕС рассмотрит переформатирование энергетических отношений с Россией, когда сложатся подходящие условия», — гласит документ. И, похоже, при описанном раскладе условия эти напоминают больше мираж, чем реальные перспективы. Стало быть, диверсификация ни при чем, и Энергетический союз преследует иные цели. Остается второе его направление – участие Еврокомиссии в подписании международных контрактов. Давайте разбираться с ними.
Эта идея, по словам Еврокомиссии, призвана обеспечить прозрачность заключаемых соглашений и справедливость ценообразования для разных стран Старого Света. Сейчас Еврокомиссия получает доступ к контрактам уже после их подписания и никак на указанные в них условия влиять не может.
Тут надо сказать пару слов о том, как формируются цены на газ. Их расчет – штука темная, и конфиденциальность ценообразования в каждом конкретном случае тщательно оберегается, что Газпромом, что европейскими покупателями. Тем не менее, основные моменты известны. Для начала цены завязаны на «нефтяную корзину» — альтернативные «голубому топливу» источники энергии. Чем ниже цена на них, тем ниже и на газ. Кроме того, влияет расстояние, на которое топливо предстоит перекачивать. Транзит в удаленные страны выходит дороже, чем в соседние, учитывая, что за него требуют плату государства, через которые проходит газопровод. Разумеется, это закладывается в конечную для покупателя стоимость. Также логистика сказывается на цене кубометра в зависимости от объема. Если закачать в абстрактную страну 10 тысяч кубометров, а в соседнюю с ней — одну тысячу, то для первой цена тысячи кубов с учетом доставки выйдет существенно ниже.
Ну и самое интересное – скидки. Из-за них спецы в энергетике называют формулу расчета стоимости топлива «формулой любви». Россия предоставляет скидки по разным причинам. Для Германии, к примеру, газ получается более дешевым из-за того, что она, во-первых, покупает много, а во-вторых – разрешает Газпрому заключать соглашение напрямую с конечными потребителями. Такими как WinterShall или E.On. Украине, которая жалуется на дорогое российское топливо, мы тоже предоставляли скидку за размещение нашего флота в Черном море, однако после присоединения Крыма к России практика эта по понятным причинам завершилась.
Еврокомиссии «формула любви» ой как не нравится. И потому она постоянно пытается уличить Газпром в нечестной игре, затевая всякие антимонопольные расследования. Однако цены хоть и отличаются от страны к стране, в большинстве случаев они вполне объективны. В конце концов, существуют инструменты, позволяющие восстановить справедливость, если кто-то уверен, будто его надули. «Вообще, если не считать ажиотажа вокруг Украины, то другие спорные вопросы по поводу цены уже довольно часто решаются в Стокгольмском арбитражном суде, куда в разное время обращались Италия, Турция, Германия. После принятия соответствующего судебного решения, Газпром во всех случаях выплачивал разницу», — рассказывает партнер компании «Русэнерджи» Михаил Крутихин.
Получается, что и не справедливость цен на самом деле волнует Еврокомиссию. Зачем же тогда ей лезть в договоры отдельных стран с Газпромом? Ответ прост. Чтобы не заигрывались. Энергетический союз вовсе не ставит целью нанести удар по российской газовой отрасли. Главная его задача – обеспечить рычаг давления на зарвавшиеся европейские страны. Вот, к примеру, премьер Венгрии Виктор Орбан позволяет себе лишнего – ишь, чего удумал, не считает Россию деспотичным государством, о сотрудничестве каком-то говорит. А тут еще и контракт газовый на выгодных условиях заключает. Будь у Еврокомиссии такой рычаг, пришли бы к Орбану ее представители и твердо заявили: «Плохой поставщик. И условия не соответствуют требованиям Евросоюза. Немедленно покупайте сжиженный газ из Алжира втридорога».
Благо, пока это лишь план, и инициировать изменения в европейской энергетике Еврокомиссия собирается только к 2016 году. Да и то для этого нужно согласие входящих в ЕС стран. А добиться его, похоже, будет непросто. Наверняка поддержат его Польша и другие государства, которым терять нечего, и газ для которых получается дорогим. Зато уже заявила о покушении на собственные интересы Венгрия. Выступают против и немецкие потребители дешевого российского топлива. А что в итоге победит – стремление Еврокомиссии связать страны Старого Света очередным политическим инструментом или желание этих стран отстоять свои суверенные интересы — узнаем по реакции государств ЕС на план по организации Энергетического союза.