Крылатый гигант, олицетворявший советскую военную мощь — рев его моторов впервые раздался в начале 1950-х. Его необычные габариты и необычайную силу, казалось, подчеркивало даже название — «Медведь», или «Bear» [по кодификации НАТО — прим. пер.].
Когда в 1956-м году Запад впервые узнал о Ту-95, в авиастроении происходили революционные изменения: в первое десятилетие после окончания Второй мировой войны быстрыми темпами развивалась реактивная техника. Однако у «Медведя» все еще были турбовинтовые двигатели, что даже по тем временам казалось архаичным.
И кто бы мог предположить, что даже сейчас, 60 лет спустя, этот самолет останется в строю и что его, самый шумный в мире самолет-разведчик, будут использовать в качестве стратегического бомбардировщика для патрулирования океанских вод.
На прошлой неделе британские СМИ сообщили о том, что королевские ВВС сопровождали двух «Медведей». Обычно Ту-95 всегда использовался для патрулирования во времена холодной войны, но Россия к этой практике опять недавно вернулась. Тем не менее, рассказ о том, почему российские ВВС продолжают использовать этот самолет и шестьдесят лет спустя еще интереснее всяких сенсационных заголовков газет.
«Медведь» остается в строю отчасти благодаря своему гениальному создателю Андрею Туполеву. В СССР Туполев был ведущим разработчиком больших самолетов. В 1930-е годы во времена сталинских репрессий талантливого авиаконструктора бросили за решетку по надуманному обвинению. После Второй мировой войны началась новая война — холодная война между США и СССР, и Туполев участвовал в разработках первого советского ядерного ракетоносца Ту-4 (по кодификации НАТО «Буйвол»). Он был скопирован с американского бомбардировщика Б-29 «Суперфортресс», сбросившего атомные бомбы на Японию. Дело в том, что в конце войны во время бомбардировок Японии несколько этих передовых по тем временам самолетов совершили аварийную посадку на советской территории.
Ту-4 стал первым ядерным ракетоносцем советских ВВС, но его дальность действия не позволяла долетать с советских военных баз до США. В 1952 году сразу двум конкурирующим КБ — Туполева и Мясищева — было предложено разработать бомбардировщик грузоподъемностью одиннадцать тонн и дальностью действия восемь тысяч километров — как раз, чтобы долететь до Соединенных Штатов. Мясищев решил создать четырехмоторный реактивный бомбардировщик М-4 (по кодификации НАТО «Бизон»), воплощавший в себе передовые достижения тогдашней конструкторской мысли СССР. Но Туполев, наоборот, решил использовать проверенные и надежные подходы, дополнив их конструктивными решениями, заимствованными у реактивных самолетов первого поколения. Именно это решение оказалось гениальным.
«При создании дальнего бомбардировщика Ту-95, в отличие от мясищевского М-4 „Бизона“, использовался консервативный подход, считавшийся менее рискованным», — говорит Дуглас Барри (Douglas Barrie), авиаэксперт Международного института стратегических исследований (IISS).
Шумные двигатели
Стратегический бомбардировщик Ту-95
Ту-95 просто огромен: его длина составляет 151 фут (46 метров), а размах крыльев — 164 фута (50 метров). При собственном весе 90 тонн он снабжен четырьмя турбовинтовыми двигателями (то есть они приводятся в движение с помощью турбин, а не за счет кинетической энергии реактивной струи). На «Медведе» установлены два четырехлопастных пропеллера — двигательной тяги вполне достаточно для того, чтобы самолет развивал скорость 800 км/ч (500 миль/ч), почти как у современных самолетов. Туполев вполне справедливо заметил, что технологии создания реактивных двигателей на начальном этапе не отвечали тактико-техническим требованиям. Именно по этой причине проект Мясищева потерпел фиаско. В отличие от большинства других турбовинтовых самолетов стреловидность крыльев на Ту-95 составляет 35 градусов, прямо как на первых реактивных самолетах. Именно эта конструктивная особенность позволяет самолету преодолевать лобовое сопротивление воздуха и достигать высокой скорости.
На двигателях Ту-95 установлено два винта диаметром 18 футов (5,6 метров), которые вращаются в противоположных направлениях, причем настолько быстро, что их концевые части постоянно преодолевают звуковой барьер при изменении скорости вращения, увеличении или замедлении, создавая беспрецедентную шумность. Да, Ту-95 является самым шумным самолетом в мире. Считается, что его могут засечь даже гидроакустические системы американских подлодок. Западные летчики-истребители, которые осуществляли сопровождение «Медведей» в международном воздушном пространстве, сообщали, что шум турбовинтовых двигателей Ту-95 перекрывал даже звук реактивных двигателей их собственных самолетов.
Изначально «Медведь» предназначен для нанесения ядерного удара по территории противника. Однако ракетные технологии не стояли на месте и достигли совершенства, в результате Ту-95 попал, так сказать, в немилость. Но удачная конструкция «Медведя» позволила многократно его модернизировать и нагружать новыми функциями. Во время холодной войны самолеты Ту-95, предназначенные для морской разведки, следили за кораблями НАТО по всему земному шару, некоторые из них постоянно базировались даже на Кубе, осуществляли полеты вдоль побережья США, стартуя с мест постоянного базирования, расположенных в Заполярье. Бомбардировщики Ту-95 были оснащены крылатыми ракетами дальнего радиуса действия — здесь сказалась способность «Медведя» нести на борту очень тяжелый вес.
Ядерные амбиции
Сильно модернизированная версия ракетоносца — Ту-126 (по кодификации НАТО «Мох») стал первым советским самолетом раннего радиолокационного обнаружения; это, своего рода, гигантский летающий радар, способный предупреждать о приближении вражеских самолетов. Есть даже пассажирский самолет, созданный на базе «Медведя», который, начиная с 1960-го года и по сей день, удерживает мировой рекорд скорости для турбовинтовых самолетов — 870 км/ч (540 миль/ч).
Именно модернизированный «Медведь» сбросил самую мощную в истории человечества ядерную бомбу — «царь бомбу» — которую Советы испытали в 1961 году. Элитный экипаж пилотировал самолет, который сбросил над арктическим островом Новая земля 50-мегатонную боеголовку на парашюте, для того, чтобы самолет смог улететь на безопасное расстояние. Сила взрыва, в десять раз превышающая все взрывчатые вещества, использованные во время Второй мировой войны, была настолько мощной, что самолет-носитель был сброшен ударной волной в пике и потерял 1000 метров высоты, и это при том, что к моменту взрыва ему удалось улететь от эпицентра почти на 45 километров (28 миль).
Советы даже задумывались о создании «Медведя», снабженного ядерным реактором. Была создана испытательная модель — Ту-95ЛАЛ, оснащенный небольшим реактором. Самолет выполнил более сорока полетов, при этом в большинстве случае реактор не включался. Возникал вопрос: может ли самолет подниматься с лишним весом, то есть с установленным на борту специальным экраном, предназначенным для защиты экипажа от воздействия радиации? В конце концов, в 1960-х годах проект с ядерным бомбардировщиком задвинули, но, как показали полеты, проект выл технически возможным.
Считается, что из более пятисот «Медведей», построенных, начиная с 1950-х годов, по крайней мере 55 до сих пор используются ВВС России, при этом еще большее количество этих самолетов стоят на вооружении ВМФ России и Индии, «Медведи», так же, как и самолеты B-52 ВВС США, оказались практически незаменимыми. Их можно модернизировать и переоборудовать, благодаря чему, скорее всего, эти гиганты времен холодной войны останутся в строю, по крайней мере, до 2040 года. Андрей Туполев мог бы этим гордиться.