В последнее время вновь наблюдается повышенный интерес к несправедливо забытым экранопланам — высокоскоростным полусамолетам-полукораблям, передвигающимся над водой и сушей за счет аэродинамического экрана. В свое время советский экраноплан, скользивший за счет аэродинамической подъемной силы по воздуху на высоте в несколько метров, изрядно напугал американскую разведку.
Корреспонденту «РГ» удалось пообщаться с одним из создателей экранопланов, который участвовал в их испытаниях. Али Алиев в то время занимал в ЦКБ имени Алексеева должность инженера-конструктора по судовой автоматике.
— Если говорить упрощенно, то экраноплан — это корабль с мощными авиационными двигателями, который двигается на низкой высоте, не касаясь поверхности воды или земли, — объясняет Али Алиев.
[carousel ids=»127429,127430,127431,127432,127433,127434,127435″]
Экранопланы превосходили авиацию и морские суда по многим показателям, в том числе и по боевым. Эти машины отличались большой (гораздо большей, чем у самолета) грузоподъемностью, высокой надежностью, живучестью и скоростью движения. Им не требовались аэродромы и дорожная инфраструктура — достаточно было лишь относительно ровной поверхности под крылом, будь то водная гладь, лед или суша. Еще одно неоспоримое преимущество, особенно, в кризисные времена — экономичность экранопланов. Немаловажным фактором является также небольшая высота полета. Это позволяет не только совершать в относительной безопасности вынужденную посадку или приводнение, но и незаметно для вражеских радаров подбираться к цели, причем, практически без риска подорваться на минных заграждениях.
При этом главный недостаток экранопланов заключается в ограниченности их применения. На неровной местности «эффект экрана» действовать уже не будет, как и при сильной волне над водной поверхностью. Еще одной проблемой является особенность движения экраноплана. Да, он может двигаться быстро, но только в одном направлении — по прямой. Повороты и другие маневры возможны, но требуют повышенной осторожности. Например, один из советских экранопланов разбился при попытке изменить высоту движения, которая и без того исчисляется считанными метрами.
Тем не менее в советские годы это направление считалось перспективным. Еще в 1960-х конструкторы спроектировали и испытали на Каспии самый большой транспорт, поднимавшийся в то время в воздух — экраноплан «КМ». К месту испытания его доставляли в обстановке строжайшей секретности, перевозка осуществлялась только ночами.
Аппарат длинной 100 метров и с размахом крыльев под 40 метров поднимал над землей 550 тонн. Правда, это был прототип без вооружения, а аббревиатура «КМ» расшифровывалась как «Корабль-макет». Однако специалисты из американской разведки были настолько впечатлены и встревожены новой советской разработкой, что называли «КМ» не иначе, как «Каспийским монстром».
В последующие годы совершенствование нового вида транспорта продолжалось. Одним из последних достижений советской «экранопланеристики» стал ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь», испытанный в 80-х.
— Я до сих пор с восторгом вспоминаю испытания экраноплана 903 «Лунь», — делится впечатлениями Али Алиев. — Его у нас не зря называли «убийцей авианосцев». Экраноплан имел на вооружении шесть противокорабельных сверхзвуковых низковысотных самонаводящихся ракет «Москит», каждая из которых может потопить авианосец. «Лунь» перемещался на 2 000 километров со стандартными топливными баками и на расстояние вдвое больше при дополнительном заборе топлива в трюм. Экраноплан мог совершать взлеты и посадки на воду при пятибалльном шторме с высотой волны два с половиной метра. Испытания были настолько важными, что за их ходом наблюдали даже из космоса при помощи специальных спутников. Кстати, при первом выстреле ракетой-болванкой с экраноплана «Лунь» я находился на палубе. Впечатлений после этого было на всю жизнь!
Власти благоволили развитию «экранопланеризма» и перед разработчиками открывались грандиозные перспективы.
— В разработке экранопланов мы были впереди планеты всей. В СССР планировалось создать целую эскадрилью боевых экранопланов. И это лишь для начала, — с сожалением вспоминает те годы Али Алиев.
В перспективе Минобороны СССР рассчитывало принять на вооружение более сотни боевых экранопланов. Возможно, исполнение этого решения значительно преобразило бы вооруженные силы, стратегию и тактику их применения в морских и прибрежных операциях.
— И, кстати, с военной точки зрения экранопланы были бы гораздо полезнее для нашей страны, чем пресловутые «Мистрали». Да и обошлись бы дешевле: вместо одного «Мистраля» за те же деньги можно было бы создать как минимум шесть «убийц авианосцев», — считает Али Алиев.
По его мнению, необходимость использования десантных «Мистралей» для российской армии, не собирающейся, вообще-то, захватывать чужие берега, находится под вопросом. А вот оберегать свое морское пространство от тех же авианосцев — задача более актуальная.
Но, увы, в 1980-е годы умер министр обороны Устинов, который всячески поддерживал развитие экранопланов, и об этом направлении надолго забыли. Но, как известно, все новое — это хорошо забытое старое. В современной России интерес к экранопланам возрождается. Их планируется использовать, в сфере гражданских грузовых и пассажирских перевозок. Уже звучат предложения использовать экранопланы на керченской переправе. Не исключено, что и Минобороны тоже просчитывают возможности военного применения новых «убийц авианосцев», просто мы об этом пока не знаем.