После огульной и зачастую необоснованной критики советского наследства, разгоревшейся в «благополучные» и «свободные» 90-е годы, Россия как полноправная правопреемница Советского Союза постепенно возвращается к практике использования наработанного в СССР опыта государственного и социального строительства. Вместо злостной пропаганды антисоветчины, которая ранее активно доносилась с голубых экранов, власти страны пока что скромно, но начинают перенимать лучшие советские наработки, преобразовывая их под современные реалии рыночной экономики.
16 февраля 2015 г. руководитель Федерального агентства по делам молодёжи Сергей Поспелов в интервью «Известиям» объявил о разработке программы добровольного государственного распределения выпускников вузов на Северный Кавказ, Дальний Восток и Крым. Таким образом, в российскую систему трудовой занятости частично возвращается советская модель распределения молодых специалистов в наиболее востребованные регионы страны.
О необходимости активного включения государства в процессы трудоустройства студентов говорилось уже давно. Принятию такого решения поспособствовала известная сегодня не понаслышке ситуация на рынке труда, когда многим выпускникам университетов по различным причинам не удается устроиться на работу по полученной профессии.
Одни по субъективным мотивам не готовы принять невысокий уровень начальной заработной платы и пытаются найти более приемлемые в материальном отношении варианты. Другие же сталкиваются с объективными препятствиями со стороны работодателей, которые, не желая иметь дело с молодёжью без опыта работы, обходят или просто-напросто игнорируют нормы Трудового кодекса (ст.70), гарантирующие выпускникам получение рабочего места по полученной специальности без установления испытания при приеме на работу в течение одного года со дня окончания обучения.
Результатом такого положения вещей стало неэффективное расходование средств, выделяемых государством на обучение студентов за счёт бюджетных ассигнований. Сразу необходимо отметить, что, конечно, талантливые ребята, прошедшие конкурсный отбор заслуживают своё право на получение бесплатного высшего образования, а значит и на дальнейшее распоряжение полученными знаниями в рамках или вне рамок полученной профессии. Однако в равной степени очевиден и тот факт, что, если на обучение условных менеджеров выделяется огромное количество денег, но по профессии из них работает едва ли половина выпускников, то возникает закономерный вопрос: а стоит ли вкладывать столько денег в подготовку этих менеджеров, если они не возвращают затраченных на них средств своим трудом по специальности? В связи с этим точечность выделения средств на обучение студентов через оценку востребованности того или иного направления подготовки постепенно становятся главными принципами функционирования системы высшего образования.
К обозначенным факторам добавляется и ощутимый «кадровый голод» в таких регионах страны как Дальний Восток, Северный Кавказ и возвращённый домой Крым. Так местными властями отмечается заметная нехватка работников туристической и инженерной сферы, специалистов в области межнациональных отношений, государственного управления и вообще кадров бюджетной сферы. Подготовка студентов местными вузами оценивается здесь как недостаточная в плане количества выпускников, которые бы впоследствии оставались работать в указанных регионах и устраивались бы работать по профессии.
До текущего момента частичному решению обозначенных проблем безработицы выпускников и кадрового дефицита способствовали три механизма:
1) Целевой приём студентов в вузы. При целевом приёме между учебным заведением с одной стороны и государственным органом или государственным предприятием с другой стороны заключается договор о целевом обучении конкретного студента. Студент же по этому договору обязан проработать в этом органе или на предприятии в течение определенного срока после окончания университета. Обучение студента в этом случае оплачивается его будущим работодателем, который, возлагая на себя все издержки, рассчитывает в будущем получить в своё «распоряжение» квалифицированного специалиста. Положения о целевом приёме были закреплены в 2012 г. в новом Федеральном законе «Об образовании в РФ» (ст.56).
2) Закрепление вуза за отдельными органами власти. Данные органы власти отдают преимущество выпускникам данного вуза при приёме на работу или даже выделяют для них отдельные специально зарезервированные рабочие места (Финансовый Университет при Правительстве РФ, МГИМО МИД России, ВАВТ Минэкономразвития РФ и др. вузы).
3) Так называемые «центры карьеры» в вузах. При таком варианте университеты самостоятельно заключают соглашения о сотрудничестве с различными частными компаниями и органами власти, которые как и в предыдущем случае предусматривают преимущества для выпускников при прохождении практики, поступлении на работу и т.п.
В дополнение к представленным способам 29 ноября 2014 г. Распоряжением Правительства РФ были утверждены «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», в основу которой были заложены такие важные принципы государственной молодёжной политики как:
1. Предоставление молодёжи базового объема услуг для начала трудовой деятельности
2. Создание условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере путём развития трудовой и проектной активности молодежи, совмещения учебной и трудовой деятельности.
3. Привлечение в районы Сибири и Дальнего Востока, а также в сельскую местность молодежи из других регионов России путем создания благоприятных условий для ее трудовой деятельности.
Тем не менее, как уже отмечалось, полностью решить вопросы трудоустройства выпускников представленные способы не могут. Именно поэтому Федеральное агентство по делам молодёжи в продолжение уже начатой политики приступила к разработке программы добровольного государственного распределения. Рассмотрим, что будет включать в себя эта программа со слов руководителя Росмолодёжи Сергея Поспелова:
Итак, известно, что молодым специалистам предоставят вакансии в государственных органах регионов, среди которых выпускники смогут выбрать себе подходящую работу. Занять выбранную вакансию можно будет по открытому конкурсу. Работодатель, в свою очередь, должен будет предоставить лицам, прошедшим конкурсный отбор, жилье и нормальные условия труда. Каких-то иных подробностей реализации программы пока нет, но исходя из имеющейся информации необходимо сразу отметить, что распределение будет осуществляться сугубо по желанию конкретного выпускника. Каких-либо обязательных направлений на работу в отдаленные регионы программа не предусматривает, что в корне отличает её от аналогичной советской программы.
Из-за отсутствия дополнительной информации о разрабатываемой программе изложу свои собственные мысли о том, что, по моему мнению, должно быть обязательно включено в её окончательную редакцию:
1. Высшие учебные заведения должны в обязательном порядке разрабатывать и представлять рекомендации о направлении молодых специалистов в те или иные государственные органы, а министерства и ведомства должны обобщать такие рекомендации и учитывать их вместе с желанием выпускников при окончательном распределении. Это позволит осуществлять справедливое распределение и трудоустраивать наиболее компетентных молодых специалистов на самые востребованные и ответственные рабочие места.
2. Должен быть разработан чёткий механизм оспаривания решений о распределении выпускников, который позволит снизить коррупционные риски при трудоустройстве и избежать знакомой с советских времён ситуации, когда те, кто побогаче, будут получать лучшие места, а бедные отправятся покорять менее привлекательные регионы и должности.
3. Сергей Поспелов говорит о том, что работодатели будут обязаны предоставить нормальные условия труда. В эти условия в обязательном порядке должен включаться довольно высокий заработок молодого специалиста, который будет главным стимулом для переезда в другой субъект РФ. Помимо этого, желательно было бы включить в программу обязательство работодателя об оплате стоимости проезда и провоза имущества специалиста до места работы. Возможно ли выделить на это дополнительные средства в условиях кризиса – вопрос.
4. Не стоит забывать и о том, что молодой специалист ко времени окончания вуза может быть обременен семейными узами. По этой причине гарантированное предоставление жилья должно осуществляться с учетом необходимого для молодой семьи метража, а супруге или супругу выпускника, согласившегося на распределение, должна быть оказана помощь в поиске работы на новом месте жительства.
Так или иначе, сама по себе новость не о запланированной, а о реальной и уже разрабатываемой программе распределения выпускников уже является показателем того, что государство понимает насущные потребности российской молодёжи и направляет конкретные усилия на решения её повседневных проблем. Теперь дело за главным – за оперативной подготовкой программы и ответственным исполнением записанных на бумаге идей!
P.S. 26 февраля 2015 г. руководитель Федерального агентства по делам молодёжи Сергей Поспелов и ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий подписали соглашение о сотрудничестве. Возможно, что первым вузом, который будет включен в план реализации программы распределения, как раз будет МГУ им. М.В. Ломоносова.